На пересечении тезхиба и геометрии
Сегодня, как, когда-то в прошлом, исламские геометрические орнаменты продолжают сохранять свою актуальность. По словам специалиста по исламским геометрическим орнаментам профессора Мирослава Маевского, который приехал в Стамбул в качестве преподавателя, его студенты сочетают геометрические орнаменты с искусством тезхип, в результате чего обе эти дисциплины только выигрывают.
Ислам, эстетика и архитектура составляют основу исламских мотивов. Геометрические узоры, широко применявшиеся во времена Османской империи, являются краеугольными камнями сегодняшнего искусства. Польский специалист по исламским геометрическим орнаментам профессор доктор Мирослав Маевский, который преподает в Стамбульском центре дизайна, отмечает успешность турецких студентов. Профессор Маевский является автором около 50 научных статей и книг по компьютерной графике, математике, информатике и геометрии в искусстве и архитектуре. Он также является автором изданий «Геометрия в исламском искусстве» и «История исламской математики». Его книга «Исламские геометрические узоры Стамбула» отражает геометрические узоры деталей современных сооружений, а серия книг «Эскизы по геометрии и искусству» представляют систематическое видение различных геометрических узоров, скрытых в старой и современной архитектуре. В последней книге из этой серии профессор Маевский подробно рассказывает о среднеазиатских методах, примененных в исламском искусстве и архитектуре. Мы поговорили с профессором Маевским об исламе, эстетике и архитектуре.
– Что вы чувствуете, находясь в Стамбуле? Что вы думаете здешних произведениях, и примененных узорах?
Для меня Стамбул подобен историческому раю. В Турции и в Стамбуле в мечетях есть узоры, которые очень хорошо сохранились и дошли до наших дней. Узоры, выполненные в стиле кундекари и в каменной стилистике, являются довольно распространенными узорами османского периода. Большинство из них относятся к десятиугольной системе.
– Где в Турции можно увидеть лучшие образцы десятиугольной системы?
Их так много, что я даже не знаю, о котором из них рассказать. Например, в той части Дворца Топкапы, где располагается Хамам, можно найти прекрасные примеры исламских геометрических узоров. На минбаре, дверях и заставках окон мечети Султанахмет также можно увидеть это искусство. На дверях мавзолеев, принадлежащих султанам, что располагаются рядом с Айя-Софией, есть узоры, не похожие друг на друга. Также в интерьере мечети Шехзаде можно встретить различные примеры системы десятиугольника.
– Вы приехали в Турцию в качестве преподавателя. Есть ли интерес у турецкой молодежи к исламским мотивам?
Могу сказать, что здешние студенты прекрасны. Я в восторге от них, потому что они заинтересованы и очень много работают. Мы хорошо продвигаемся. В конце курса мы организуем выставку. Они увлечены не только своей страной, но также интересуются и другими странами и их культурой. С каждым годом, студентов, посещающих мои курсы, становится все больше. Когда мы организовываем подобные курсы в Европе, то в основном эти курсы посещают турки, пакистанцы и арабы. Мне приятно, что они интересуются своими темами. У вас прочное будущее.
– Какие виды работ вы выполняете?
Большинство моих студентов это либо мастера тезхиба, либо ученики, обучающиеся тезхибу. Поэтому, каждый день они используют это искусство в своем обучении. Они сочетают геометрические узоры с тезхибом и получают прекрасные результаты. Благодаря этому обучению геометрические узоры и тезхиб эволюционируют. Здесь встречаются два древних искусства.
– Есть ли в Стамбуле место, которое было бы для вас особенно значимым?
Есть одно место в Турции, посещение которого в каждый мой приезд, уже превратилось в традицию. Это Мечеть Шехзаде…Мечеть, предлагающая разнообразие. Мне грустно, когда я думаю об истории этого здания. На самом деле это прекрасная мечеть.
– Используются ли сегодня в современной архитектуре исламские мотивы? Если да, то насколько правильно?
Сегодня они тоже используются, но не так, как в прежние времена. Я вижу новые двери, произведения, но они не могу сказать, что они такие же сложные, как раньше. Это площадка, которая совмещает математику и геометрию. Но человек, у которого есть желание, может демонстрировать свое искусство, не зная об этих площадках. Студенты, которые посещают первый день моих здешних занятий, уже на следующий день начинают рисовать.