Надим – собеседник мусульманских монархов
Во дворцах мусульманских правителей существовала должность надима – товарища, собеседника, который должен был развлекать султанов. Это были высокообразованные люди, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.
Таких людей также называли муджалисами и мусахибами. Как сообщает Ибн Хабиби в «аль-Мухаббар», надимы у вождей курайшитов существовали еще в доисламский период.
Надимы, служившие во дворцах, присутствуя на соответствующих собраниях, носящих название “маджлис-и ишрат”, пели песни или стихи, развлекали монарха речами и т.п. Джахиз в «ат-Тадж фи ахляки аль-мулюк» пишет, что первые надимы появились во дворце сасанидского правителя Ардашира Бабака, а позже эта традиция проникла в дворцовую культуру Омейядов и Аббасидов, сформировавшуюся под влиянием иранской. Согласно Джахизу, надимы делились на три группы: музыканты, собеседники, умные и знающие люди, а также актеры, в частности, комические актеры, музыканты и чтецы.
Иногда надимы укрывались за завесой. Свое выступление они начинали по данному им в соответствии с желанием правителя знаку. Обязанности надимов не заключались только в исполнении стихов и музыки. Среди них были и те, кто обладал глубокими знаниями в разных областях. Передается, что Бахлюль Дана, мудрец и герой анекдотов о Харуне ар-Рашиде, а также арабский историк и литератор аль-Балазури (820-892) были надимами.
Хусейн Байкара – правитель и покровитель искусств.
Традиция надимов прижилась и во дворцах Сельджуков и в других исламских государствах. В своих произведениях Низам аль-Мульк, Раванди и Кей-Кавус ибн Искандар, который, согласно некоторым преданиям, сам был надимом султана из династии Газневидов Маудуда ибн Масуда, описывали качества, которыми должен обладать надим. Согласно им, такой человек должен быть добродетельным, уметь хранить секреты, красиво одеваться, быть приветливым и культурным. Кроме того, он должен уметь красиво писать, разбираться в медицине, астрологии, напитках, играх, развлечениях, охоте, таких видах спорта как човган и борьба. Надимы должны уметь к месту быть серьезными, а к месту – веселыми и остроумными. Также они должны быть достаточно храбры, чтобы в случае опасности, не колеблясь, закрыть своей грудью правителя. Надимы, которые могли поддерживать беседу с правителем на самые серьезные темы, заставляли их задуматься своими мудрыми наставлениями, но также развлекали их песнями и стихами. Также они играли с султанами, например, в шахматы, пытаясь в минуты плохого настроения развеять их грусть. Некоторые мусульманские монархи проявляли чрезмерную благосклонность к своим надимам, одаривая их дорогими подарками.
Прежде, чем приступить к исполнению своих обязанностей, надимы получали специальное образование. Их учили, как вести себя в присутствии монарха. В частности, объясняли, что в случае, когда надо предупредить и наставить султана, то делать это надо не прямо, а иносказательно, приводя примеры из жизни правителей прошлого. Одежда надимов в разные исторические периоды и в разных государствах имела свою специфику. Персидский ученый и историк Хилал ас-Саби (969-1056) в «Русум дар аль-хилафа» («Установления и обычаи двора халифов») пишет, что это был вышитый золотом тюрбан, нижняя рубаха, какое-то верхнее платье, именуемое «мубаттана» и джубба. Также он сообщает о благовониях и украшениях. Ибн ан-Надим в «Фихристе» посвятил целую главу трудам об этикете (адаб) надимов, их деятельности и историях о них.
Джаханшах – правитель Кара-Коюнлу и азербайджанский поэт.
Исламосфера