Наккашхане – придворные мастерские

Традиция наккашхане, придворных мастерских, существовала в государстве уйгуров, у сельджуков, Тимуридов и Османов. Другие их названия – нигярхане, накишхане, кярхан-и наккашан. Хотя не всегда сохранялись документы о мастерских такого рода, свидетельством их существования выступают созданные в них произведения искусства, пишет Мелек Гельтуран.


В наккашхане работали художники разного рода – одни сощдавали рисунки, другие занимались росписью по дереву или иллюминацией рукописей (тезхип), были также ювелиры, резчики по камню, стекольщики, вышивальщики. Часто работы, создаваемые ими, были не индивидуальными, а коллективными. Например, среди миниатюристов были художники, которые отвечали только за ландшафт или только за лица, животных и т.п. Поэтому одна миниатюра могла быть плодом творчества целой группы художников. Архитекторы также были связаны со дворцом и работали, получая заработную плату. В этих мастерских занимались и изготовлением книг, поэтому здесь имелись все связанные с этим процессом мастера – иллюстраторы, переплетчики, миниатюристы. Кроме того, в Османской империи, например, при мастерской во дворце Топкапы имелся придворный хронист, которого называли шехнамеджи, а позже – вак’анувис. Они работали вместе с миниатюристами и мастерами тезхипа над иллюстрациями для исторических книг.

Тезхип – искусство золочения.

Наккашхане выступали не только как мастерские, но и как школы ремесел. Наряду с мастерами в них работали и ученики, приобретая заодно профессиональные навыки. Они занимались такими делами, как дробление золота, изготовление красок, чернил и кисточек, раскрашивание бумаги, штамповка и т.п. Начиная с простых заданий, ученики совершенствовали свои умения и со временем могли занять место мастеров. Материальные потребности учеников в той или иной степени удовлетворялись за счет наккашхане. Обучение осуществлялось в процессе практики, а все касающиеся тонкостей ремесла сведения передавались устно, от мастеров к ученикам. Отдельных учебников не существовало. По этой причине многие секреты ремесленников прошлого были утрачены.

Миниатюра, изображающая наккашхане, где работали мусаввир и каллиграфы / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Главу наккашхане назначал правитель. Например, Мехмед I Фатих после завоевания Стамбула создал при дворце наккашхане, а в качестве его главы (сернаккаша) назначил узбека Бабу Наккаша. Обязанностью главы наккашхане было контролировать создаваемые изделия, распределять работу, выступать в качестве наставника и т.п. Также он имел право ставить клеймо или подпись на готовые произведения, если они изготавливались группой мастеров.

Выставка турецкого классического искусства в Йедитепе.

В Османской империи при дворце существовала группа ремесленников, которые именовались ахл-и хиреф. Их обязанностью было изготавливать все  виды изделий декоративно-прикладного характера для дворца и заниматься его украшением. Они получали зарплату из казны, которая выплачивалась раз в три месяца. В те периоды, когда государство было богатым, ахл-и хиреф были весьма многочисленны. Например, согласно сохранившимся записям, в 1573 г. число их достигало 983 человек. При этом если работы было слишком много, то к ней за отдельную плату привлекали мастеров из числа работавших на базаре. То, что ахл-и хиреф создавали изделия для дворца, не означало, что они работали непосредственно там. Большинство из них имели мастерские за его пределами.

Миниатюра, на которой изображен султан Ахмед III, наблюдающей свадебный кортеж из наккашхане / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Каждый мастер, который начинал работать во дворце, относился он к ахл-и хиреф или нет, должен был создавать изделия в соответствии с заказом или такие, которые подходили для дворца. Однако допускались приемлемые новшества, а художникам предоставлялась определенная степень свободы. Мастеров, которые изготавливали вручаемые правителю подарки, он награждал одеждой или деньгами.

“Их нравы”: колотушка для женщин, шутки турецких профессоров про Маркса и средневековая иллюминация.

Наккашхане, в которых работали собранные из разных регионов мастера, способствовали обмену опытом и формированию национальной художественной школы.

Исламосфера

Комментарии