Насх – самый распространенный из каллиграфических почерков исламского мира

Если исторически насх применялся при переписывании книг, то в наши дни используется также и для их печати. На его основе разработаны многие современные компьютерные шрифты.


Известный турецкий художник эбру, каллиграф и писатель М. Угур Дерман, пишет об истории почерка насх: «Само слово насх в переводе с арабского языка означает «отменить что-то, аннулировать». Распространено мнение, что такое название почерк получил из-за того, что вытеснил когда-то распространенный куфи. Но с исторической точки зрения это невозможно. Этот более простой по сравнению с предыдущими почерк получил развитие в XI в., но мусхафы той эпохи показывают, что он применялся реже, чем почерки райхани и мухаккак. Например, не известно ни одного мусхафа (копии Корана) известнейшего каллиграфа XI в. Ибн Бавваба, который был бы написан насхом. В эпоху зарождения ислама в Хиджазе были распространены два почерка. Один с геометрическими и прямыми линиями, а другой – закругленный. Последний применялся в повседневной работе, письмах и коммерческой переписке, и обрел популярность в период Омейядов и Аббасидов. Его стали называть варраки от названия профессии варрак («переписчик») и насхи, так как он служил для переписывания книг, по-арабски – истинсах. Другие его названия – ираки и мухаккак. Именно на его основе были выработаны классические «шесть почерков» (аклям ас-ситта) арабской каллиграфии. Между тем, западные исследователи стали называть «насхи» или «насих» любой почерк, использовавшийся в то время в исламском мире, кроме куфи. За короткое время на основе прямого насхи возник почерк райхани, а на основе округлого – насх».

Второе рождение утерянного каллиграфического почерка на выставке в Шардже.

Источник: kentantiques.com

До XIV в. при оформлении мусхафов на одной странице могло использоваться 2-3 почерка. В целом, отдавалось предпочтение райхани и мухаккаку. Новое измерение насху придал выдающийся османский каллиграф шейх Хамдуллах Эфенди. Он преобразовал этот почерк, сделав его легкочитаемым. Выработанный им стиль стал классическим, и ему стали отдавать предпочтение при переписывании книг, в частности религиозных и научных сочинений, а также мусхафов, как в Османской империи, так и во всем мусульманском мире вплоть до появления книгопечатания. Применение насха не ограничивалось только этим. Сам по себе или в сочетании с почерком сульс он использовался для создания каллиграфических надписей небольшого формата, которые в последующем собирали в альбомы-муракка, и хильи (каллиграфические панно с описанием качеств Пророка (мир ему)). Использование насха в архитектуре впервые наблюдается в X веке, а к XI веку оно получило распространение во многих регионах.

Хилья: описание Посланника Аллаха (с.а.в.) как наука и искусство.

Источник: kentantiques.com

Если некогда насх воспринимался как один из каллиграфических почерков, то в настоящее время превратился в обыденный и наиболее простой шрифт, который используют на письме практически во всем арабском мире и преподают в школах. Он же по умолчанию используется в компьютерных текстах.

Губари – миниатюрных арабский почерк.

Naskh (script) - Wikipedia

Источник: en.wikipedia.org

Источник: simple.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии