Навруз – светлый праздник прихода весны

Праздник весеннего равноденствия – Навруз – является одной из знаковых и интересных традиций некоторых мусульманских стран. Этот праздник преимущественно отмечается у тюркских и иранских народов и является восточным аналогом европейского Нового года. Праздник, возникший на территории современного Ирана задолго до распространения ислама, теперь традиционно ассоциируется с мусульманскими этническими группами Средней Азии. В 2009 году Навруз был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Через год ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.


В отличие от мусульманского Нового года, где летоисчисление идет по лунному календарю, начинаясь 1 числа месяца Мухаррам, и не совпадает с солнечным календарем, Навруз совпадает с григорианским и традиционно отмечается 20-21 марта. В Таджикистане в честь Навруза 4 дня объявлены выходными.

Согласно древним преданиям тюркских народов, этот день знаменует спасение из окружения, когда тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз стал ассоциироваться с началом новой жизни, нового года и отмечается до сих пор. Этот праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, традиционно являющихся мусульманскими: татар, казахов, башкир, киргизов, таджиков, узбеков, туркменов и так далее.

В каждой стране Навруз имеет свои национальные особенности и даже региональные различия в зависимости от того, в какой местности проживает та или иная народность.

Традиционно подготовка к празднику начинается с генеральной уборки дома. Крестьяне чинят свой инвентарь для начала нового пахотного сезона, женщины вычищают дом от грязи и ненужных вещей, накопившихся за год.

Практически все народы, празднующие Навруз, в этот день готовят блюдо из семи разных круп. Очень часто практикуется приготовление 7 разных блюд на букву «син». Так, например, в большинстве районов Ирана , Таджикистана накрывают так называемый «хафтсин», когда на столе можно увидеть семь видов продуктов питания, первая буква в названии которых начинается на «син»: яблоко (сиб), плоды лоха узколистного (санджед), пудинг из пророщенной пшеницы (саману), уксус (серке), сумах (сомаг), гиацинты (сомболь), чеснок (сир) или черный тмин (сияхдане).

Таджики такой стол называют «дастархон». Вдобавок к этим вещам на столе должны присутствовать семь видов сладостей, а посреди комнаты ставятся свечи. Также на стол ставят зеленые растения как символ радости и счастья.

А вот в афганских семьях принято вымачивать в воде семь видов фруктов и пить воду, стекшую с них. На праздничный стол ставится не только еда и свечи. По центру стола должен быть Коран.

Другая не менее распространенная традиция связана с приготовлением обязательного для празднества блюда из пророщенной пшеницы. Например, в Кыргызстане обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок, приготовляемый из проросших зёрен пшеницы. Зерна перемалывают, в течение практически суток варят в котле на масле с добавлением муки. В блюдо при готовке кладут небольшого размера камни, чтобы сумолок не подгорел.

В Туркменистане существует интересная традиция, связанная с Наврузом – приготовление «семени». Ее специфика в том, что зерна пшеницы измельчают, заливают их водой и засыпают мукой, ставят казан на огонь, доводят до кипения и не открывают крышку до самого утра, веря, что тот, кто ранним утром откроет крышку, увидит следы пальцев святой Фатимы, дочери пророка Мухаммада (сав).

Картинки по запросу кыргызстан навруз сумаляк

Приготовление сумолока (сумаляка) / Источник: centralasia-travel.com

У жителей квартала Каракала (один из районов города Кизыл-Арват) есть поверья, связанные с местным священным местом Буламаклы-Овлия, или Кыз-Биби-джан, которые они увязывают с Наврузом. Люди верят, что в далеком прошлом в этом месте готовила «семени» девушка по имени Биби-джан, в которую был влюблен один правитель, вознамерившийся добиться ее силой. Биби-джан обратилась с мольбой к Аллаху и слезно попросила Его спасти ее от беды. Тогда между Биби-джан и правителем возникла глубокая пропасть, а казан с «семени» опрокинулся и пролился. Потому-то это святое место стали называть Буламаклы-Овлия (по-туркменски «буламак» означает «обмазывать» или «смешивать», и каждое жидкое блюдо со смешанным составом называют «буламак»). Сама эта девушка, вероятно, похоронена там же. Поэтому данное место считают священным и стремятся посетить его в дни Навруза, чтобы заколоть барана, приготовить из мяса еду и раздать как милостыню, обратившись к Аллаху с просьбой о дожде или изобилии.

Несмотря на то, что Навруз в основе своей является языческим праздником, связанным с зороострийцами (огнепоклонниками), откуда и происходит традиция прыгать через огонь, все же ислам оказал сильное влияние на этот праздник, и многие обычаи встречи Нового года были переосмыслены через призму новой религии. Более того, Навруз стал ассоциироваться именно с мусульманскими народами.

В Иране существует интересная традиция, когда радостную весть о приходе весны и Навруза объявляют глашатаи. Они поют песни и произносят молитвы. В песнях исполнителей «ноурузихани» из Гиляна некоторые природные явления вроде солнца, света, земли, ветра и почвы, имеющие сакральный статус для иранцев, соединились с шиитскими религиозными представлениями. Например, некоторые из этих песен начинаются с поминания Двенадцати Имамов и заканчиваются упоминанием Корана.

Картинки по запросу

Ноурузхани / Источник: ifpnews.com

«Именем «Йасин», «Алиф Лям…» и Фируза возвестите о том, что пришел праздник Навруз».

В одной из этих песен есть поэтические строки: «Цветок пришел в цветник, соловей пришел в сад, о умма Мухаммада, царственный Навруз пришел».

У мусульман после встречи Нового года принято поздравлять всех членов семьи словами «Эйд мобарак!». Затем старший член семьи читает молитву о наступлении Нового года, а другие повторяют за ним: «О переворачивающий сердца и взоры, о управляющий (сменой) ночи и дня, о сменяющий год и состояния, измени наше состояние на наилучшее». После молитвы глава семьи начинает читать вслух Коран: обычно это семь сур или семь аятов, начинающихся со слова «салам» .

Конечно же, ни одно празднество не обходится без обмена подарками. У некоторых народов принято угощать и соседей сладостями. При этом важно возвращать поднос наполненным своими угощениями.

Нельзя представить себе празднование Навруза без проведения разного рода игр и состязаний по борьбе, верховой езде, стрельбе из лука, петушиных боев или запуска голубей. Например, наездники со всех концов Таджикистана собираются в установленном месте и проводят состязание по бузкаши (поло на лошадях – Исламосфера). В Узбекистане в этот день проводится игра купкари (поло на лошадях – Исламосфера), различные бои и конные скачки. Аналогичные традиции есть и в Кыргызстане, где во время народных гуляний молодые люди соревнуются в искусстве верховой езды.

В период праздника глинобитные стены и крыши домов Балха в Афганистане усеяны красными розами, и, как говорят местные жители, город становится подобен «печи, в которой горит тюльпан». Эти розы растут в таком изобилии только в Балхе, а потому особую церемонию поднятия праздничного знамени (дарафш) в Афганистане называют «праздником роз».

Традиционно Навруз длится 13 дней. В течение всего времени мусульмане стараются навестить родных, посещают кладбища, читая молитвы за усопших, а завершают праздничные гуляния посещением природы, поют песни и танцуют, стараясь радостно провести день.

Картинки по запросу nowruz in afghanistan

Церемония поднятия праздничного знамени (дарафш) в Мазари-Шарифе (Балх, Афганистан) / Источник: dawn.com

Исламосфера

Комментарии