Навруз – светлый праздник прихода весны
Праздник весеннего равноденствия – Навруз – является одной из знаковых и интересных традиций некоторых мусульманских стран. Этот праздник преимущественно отмечается у тюркских и иранских народов и является восточным аналогом европейского Нового года. Праздник, возникший на территории современного Ирана задолго до распространения ислама, теперь традиционно ассоциируется с мусульманскими этническими группами Средней Азии. В 2009 году Навруз был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Через год ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.
В отличие от мусульманского Нового года, где летоисчисление идет по лунному календарю, начинаясь 1 числа месяца Мухаррам, и не совпадает с солнечным календарем, Навруз совпадает с григорианским и традиционно отмечается 20-21 марта. В Таджикистане в честь Навруза 4 дня объявлены выходными.
Согласно древним преданиям тюркских народов, этот день знаменует спасение из окружения, когда тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз стал ассоциироваться с началом новой жизни, нового года и отмечается до сих пор. Этот праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, традиционно являющихся мусульманскими: татар, казахов, башкир, киргизов, таджиков, узбеков, туркменов и так далее.
В каждой стране Навруз имеет свои национальные особенности и даже региональные различия в зависимости от того, в какой местности проживает та или иная народность.
Традиционно подготовка к празднику начинается с генеральной уборки дома. Крестьяне чинят свой инвентарь для начала нового пахотного сезона, женщины вычищают дом от грязи и ненужных вещей, накопившихся за год.
Практически все народы, празднующие Навруз, в этот день готовят блюдо из семи разных круп. Очень часто практикуется приготовление 7 разных блюд на букву «син». Так, например, в большинстве районов Ирана , Таджикистана накрывают так называемый «хафтсин», когда на столе можно увидеть семь видов продуктов питания, первая буква в названии которых начинается на «син»: яблоко (сиб), плоды лоха узколистного (санджед), пудинг из пророщенной пшеницы (саману), уксус (серке), сумах (сомаг), гиацинты (сомболь), чеснок (сир) или черный тмин (сияхдане).
Таджики такой стол называют «дастархон». Вдобавок к этим вещам на столе должны присутствовать семь видов сладостей, а посреди комнаты ставятся свечи. Также на стол ставят зеленые растения как символ радости и счастья.
А вот в афганских семьях принято вымачивать в воде семь видов фруктов и пить воду, стекшую с них. На праздничный стол ставится не только еда и свечи. По центру стола должен быть Коран.
Другая не менее распространенная традиция связана с приготовлением обязательного для празднества блюда из пророщенной пшеницы. Например, в Кыргызстане обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок, приготовляемый из проросших зёрен пшеницы. Зерна перемалывают, в течение практически суток варят в котле на масле с добавлением муки. В блюдо при готовке кладут небольшого размера камни, чтобы сумолок не подгорел.
В Туркменистане существует интересная традиция, связанная с Наврузом – приготовление «семени». Ее специфика в том, что зерна пшеницы измельчают, заливают их водой и засыпают мукой, ставят казан на огонь, доводят до кипения и не открывают крышку до самого утра, веря, что тот, кто ранним утром откроет крышку, увидит следы пальцев святой Фатимы, дочери пророка Мухаммада (сав).
У жителей квартала Каракала (один из районов города Кизыл-Арват) есть поверья, связанные с местным священным местом Буламаклы-Овлия, или Кыз-Биби-джан, которые они увязывают с Наврузом. Люди верят, что в далеком прошлом в этом месте готовила «семени» девушка по имени Биби-джан, в которую был влюблен один правитель, вознамерившийся добиться ее силой. Биби-джан обратилась с мольбой к Аллаху и слезно попросила Его спасти ее от беды. Тогда между Биби-джан и правителем возникла глубокая пропасть, а казан с «семени» опрокинулся и пролился. Потому-то это святое место стали называть Буламаклы-Овлия (по-туркменски «буламак» означает «обмазывать» или «смешивать», и каждое жидкое блюдо со смешанным составом называют «буламак»). Сама эта девушка, вероятно, похоронена там же. Поэтому данное место считают священным и стремятся посетить его в дни Навруза, чтобы заколоть барана, приготовить из мяса еду и раздать как милостыню, обратившись к Аллаху с просьбой о дожде или изобилии.
Несмотря на то, что Навруз в основе своей является языческим праздником, связанным с зороострийцами (огнепоклонниками), откуда и происходит традиция прыгать через огонь, все же ислам оказал сильное влияние на этот праздник, и многие обычаи встречи Нового года были переосмыслены через призму новой религии. Более того, Навруз стал ассоциироваться именно с мусульманскими народами.
В Иране существует интересная традиция, когда радостную весть о приходе весны и Навруза объявляют глашатаи. Они поют песни и произносят молитвы. В песнях исполнителей «ноурузихани» из Гиляна некоторые природные явления вроде солнца, света, земли, ветра и почвы, имеющие сакральный статус для иранцев, соединились с шиитскими религиозными представлениями. Например, некоторые из этих песен начинаются с поминания Двенадцати Имамов и заканчиваются упоминанием Корана.
«Именем «Йасин», «Алиф Лям…» и Фируза возвестите о том, что пришел праздник Навруз».
В одной из этих песен есть поэтические строки: «Цветок пришел в цветник, соловей пришел в сад, о умма Мухаммада, царственный Навруз пришел».
У мусульман после встречи Нового года принято поздравлять всех членов семьи словами «Эйд мобарак!». Затем старший член семьи читает молитву о наступлении Нового года, а другие повторяют за ним: «О переворачивающий сердца и взоры, о управляющий (сменой) ночи и дня, о сменяющий год и состояния, измени наше состояние на наилучшее». После молитвы глава семьи начинает читать вслух Коран: обычно это семь сур или семь аятов, начинающихся со слова «салам» .
Конечно же, ни одно празднество не обходится без обмена подарками. У некоторых народов принято угощать и соседей сладостями. При этом важно возвращать поднос наполненным своими угощениями.
Нельзя представить себе празднование Навруза без проведения разного рода игр и состязаний по борьбе, верховой езде, стрельбе из лука, петушиных боев или запуска голубей. Например, наездники со всех концов Таджикистана собираются в установленном месте и проводят состязание по бузкаши (поло на лошадях – Исламосфера). В Узбекистане в этот день проводится игра купкари (поло на лошадях – Исламосфера), различные бои и конные скачки. Аналогичные традиции есть и в Кыргызстане, где во время народных гуляний молодые люди соревнуются в искусстве верховой езды.
В период праздника глинобитные стены и крыши домов Балха в Афганистане усеяны красными розами, и, как говорят местные жители, город становится подобен «печи, в которой горит тюльпан». Эти розы растут в таком изобилии только в Балхе, а потому особую церемонию поднятия праздничного знамени (дарафш) в Афганистане называют «праздником роз».
Традиционно Навруз длится 13 дней. В течение всего времени мусульмане стараются навестить родных, посещают кладбища, читая молитвы за усопших, а завершают праздничные гуляния посещением природы, поют песни и танцуют, стараясь радостно провести день.
Исламосфера