Назо Тохи – поэтесса и «мать афганской нации»
Афганская поэтесса и политическая деятельница Назо Тохи является легендарной личностью, внесшей вклад в единство афганской нации и развитие пуштунской культуры, пишет Лукман Сафай.
Назо Тохи родилась в провинции Кандагар, недалеко от деревни Спожмайиз-Гуль, в влиятельной семье примерно в 1651 году. Ее отец Малахай Тохи был одним из вождей пуштунского племени тохи и правителем региона Газни. Девушка получила хорошее образование, что было редкостью для женщин того времени. Отец позаботился о том, чтобы она хорошо разбиралась в поэзии, пуштунвали (традиционном кодексе пуштунов) и других аспектах афганской культуры.
Когда отец Назо Тохи погиб в бою, ее брат отправился в поход, чтобы отомстить за его смерть, а сестру оставил управлять крепостью. Проявив мужество и решимость, она взяла меч в руки и защищала цитадель вместе с воинами-мужчинами.
Назо Тохи стала женой Салим-хана Хотака из Кандагара. Согласно легенде, в ночь рождения ее сына Мирваиса, ей приснился удивительный сон. Она увидела шейха Бет Ника, предка пуштунского племени беттани. Он посоветовал ей заботиться о новорожденном сыне, предсказав, что он вырастет и принесет великое благословение стране. Назо Тохи часто пересказывала этот сон Мирваису, воспитывая в нем чувство долга перед своим народом.
Поэзия Афганистана: от суфийских мотивов до беспилотников.

Источник: Pashto Poetry
Впоследствии Мирваис-хан возглавил успешное восстание против персидской династии Сефевидов, объявил себя правителем Кандагара и основал династию Хотак. Его сын, Мир Махмуд Хотак одно время занимал трон Персии.
Назо Тохи прославилась своей ключевой ролью в продвижении кодекса пуштунвали, в котором особое внимание уделяется чести, гостеприимству и справедливости. Ее влиянию среди пуштунских племен способствовало успешное посредничество в конфликтах, особенно между племенами гильзаи и садозаи. Ее усилия способствовали заключению союзов против внешних врагов, в частности, против династии Сефевидов.
“Скрытая” поэтесса – трагическая судьба принцессы моголов.
Назо Тохи также была известна как поэтесса. В своем творчестве она поднимала темы стойкости, единства и верности. Ее красноречие и мудрость снискали ей огромное уважение среди пуштунов. За вклад в афганскую культуру и усилия по сплочению афганского народа Назо Тохи прозвали «Матерью афганской нации».
В одном из своих стихотворений она размышляет о недолговечности красоты:

Источник: X (заблокирован в России)
Капли росы на нарциссе на рассвете,
Подобны слезам, льющимся из опечаленных глаз.
Я спросила: «О красавица, что заставляет тебя плакать?»
Она мне ответила: «Моя жизнь слишком коротка,
Моя красота расцветает и увядает в одно мгновение,
Как улыбка, которая появляется и навсегда исчезает».
Назо Тохи скончалась около 1717 года. Она остается одной из самых почитаемых фигур в истории Афганистана, символом силы и мудрости. Ее история продолжает вдохновлять афганцев, напоминая о ценностях единства, чести и стойкости, сформировавших их нацию.
Школы, клиники и другие учреждения в Афганистане носят имя Назо Тохи, что свидетельствует о ее непреходящем влиянии. Ее саму ласково называют Назо Ана, что переводится как «бабушка Назо».
Адиле-султан – первая османская поэтесса, написавшая диван.
Исламосфера
