Неоминиатюра – миниатюра эпохи постмодернизма
Неоминиатюра представляет собой своего рода возрождение искусства миниатюрной живописи, которое было очень популярно в прошлом.
Происхождение неоминиатюры можно проследить в Пакистане, и, в частности, на кафедре миниатюры в Национальном колледже искусств Лахора. Именно здесь она зародилась. У ее основ стояли такие художники, как Шахзия Сикандер и другие. Оставленное ими наследие было выведено на новый уровень следующим поколением мастеров, таких как Имран Куреши, Айша Халид, Нусра Латиф Куреши, Сайра Васим и другие.
В основе неоминиатюры лежало стремление современных художников переосмыслить историческую традицию миниатюры Великих Моголов, вдохнув в нее новую жизнь. Работы выполняются если не полностью в традиционных, то в похожих на традиционные формах, а их тематика расширяется, отражая современную политику и социально-экономические реалии.
Несмотря на то, что поначалу у движения было немало критиков, оно успешно развивалось. Давая оценку расцвету миниатюрной живописи в конце XX века, пакистанский художник, искусствовед и педагог Куддус Мирза говорит, что он был вызван «поиском формирования идентичности в ответ на западное влияние в сфере политики, культуры, экономики и науки». Миниатюра рассматривалась как аутентичная эстетическая практика, характерная для региона Южной Азии. Элемент экзотики способствовал ее популярности на Западе.
«В постмодернистской среде, где мастерство отошло на второй план в пользу концептуального искусства, к миниатюре относятся с большим благоговением и за нее платят большие деньги», – говорит Нафиса Ризви, известный искусствовед и куратор из Карачи.
Трагедия 11 сентября вызвала виток популярности неоминиатюры на Западе. Темы, выбранные художниками, такие как хиджаб, священнослужители, нигилизм, стали одновременно актуальными и исследовательскими. Например, работы американо-пакистанской художницы Сайры Васим, отражающие темы внешней политики США и «войну с террором» при администрации Буша, представляют собой визуальные аллегории, которые подчеркивают манипуляции и сущность имперской власти, мало чем отличающейся от двора Великих Моголов. В «Бесполётной зоне» Шахзии Сикандер мы видим ангелов, с крыльями в цветах американского флага и истребителями за спиной, наводящих на мысль о хаосе, сотворенным американским империализмом на Ближнем Востоке.
«Игриво провокационная миниатюра хорошо подходила для присутствия в глобализированной и постмодернистской культурной сфере, в которой пакистанское искусство неразрывно связано с диаспорами, международными мегавыставками и продвижением в западных галереях», – говорит Ифтихар Дади, историк искусства из Корнельского университета.
В наши дни неоминиатюра продолжает вливаьься в глобальную динамику искусства. Ее включают в качестве направления живописи в учебники и изучают в академических художественных школах. Без сомнения, это еще одно свидетельство возможностей, заложенных в индо-персидской форме миниатюрного искусства, центром возрождения которого стал Пакистан.
Исламосфера
Источник:
Raza Rumu, Calwat Ali ‘The miniature goes global’