Невероятный стрит-арт улиц Марокко

Художники превратили такие марокканские города, как Касабланка, Рабат и Марракеш в настоящие полотна, пишет сайт SceneArabia.


Нанесение надписей на стены – практика такая же древняя, как история. В прямом смысле. В разные эпохи, от доисторических наскальных рисунков до иероглифов и молодых пар, украшающих стены корявыми надписями «Ахмад + Мона = Любовь», человечество знает различные способы донести до своих современников и будущих поколений такое глубоко человеческое утверждение: «Мы были здесь». Хотя современное уличное искусство и граффити имеет одни и те же корни, их пути далеко разошлись.

Каллиграффити Эль Сида дарит новую жизнь исламскому искусству.

Сформировались определенные стереотипные ожидания от уличного искусства: оно мятежное, авангардное, контркультурное. Уличное искусство, которое сейчас является, пожалуй, особой категорией «граффити», неразрывно связано с той же субкультурой, которая породила хип-хоп: в американских городах, начиная с 1960-х годов, преимущественно чернокожая молодежь, как отдельные лица, так и банды, нанося изображения на стены, выражали свое притязания на городское пространство. Это была отдельная культура, которая захватила города.

Граффити стирает воспоминания Кабула о войне.

Между тем, такая практика противоречит, возможно, двум фундаментальным принципам современного общества: государству принадлежит общественное пространство, а частная собственность является неприкосновенной. Трансформировавшись со временем и распространившись на все материки, уличные граффити стали вполне себе признаваемым видом искусства – стрит-артом. Но уличное искусство в арабском мире часто все еще выполняет функцию заявления о себе (как в египетском «каллиграфическом» пейзаже) или акта политического сопротивления (как в разделительная стена в Палестине).

Каллиграффити на улицах Газы: улыбки сквозь боль и страдание.

Однако гигантские фрески, созданные художниками из разных стран в Марокко, – это совсем другая история. Они появились благодаря поддержке искусства в публичном пространстве. В результате такой поддержки быстро развивающаяся арт-сцена в Марокко является одним из самых крупных пространств, которые дают возможность местным и иностранным художникам превратить целые города в живые полотна. Здесь проводятся сразу несколько международных мероприятий, собирающих участников со всего мира. Главными среди этих мероприятий являются ежегодное собрание иностранных и марокканских художников в Рабате Jidar – Toiles de rue и фестиваль уличного искусства Sbagha Bagha Casablanca Street. Организует их одно и то же некоммерческое объединение EAC – L’Boulvart, которое занимается поддержкой современной музыки и городской культуры в Марокко.

Искусство каллиграффити.

Проведение этих и других фестивалей, финансирование, предоставление марокканским правительством и сотрудничество с такими организациями, как телекоммуникационная компания Maroc Telecom, Академия изящных искусств Касабланки и Марракешская биеннале, превратили улицы Рабата, Касабланки, Марракеша и даже небольших городов, таких как Сафи и Сувейра, возможно, в самую захватывающую художественную студию на Ближнем Востоке.

Современное египетское искусство: граффити, фотографии и комиксы.

Исламосфера

Комментарии