Незваные гости Мекки: немусульмане, побывавшие в хадже

На протяжении веков сохраняется запрет на посещение Мекки и Медины немусульманами. Он соблюдался крайне строго даже в те времена, когда средства транспорта и связи не были так развиты, как сегодня. Паломников тщательно проверяли как в странах, из которых они отправлялись в путь, так по пути и у въезда в Мекку и Медину, сообщает портал GZT.


Несмотря на существование запрета, известно, что с 1503 года и до начала XX века как минимум 25 европейцев посетили Мекку и Медину, выдавая себя за мусульман. Своими впечатлениями они делились в книгах, которые создавали по возвращению. Мы собрали для вас несколько наиболее интересных представителей этого колоритного сообщества, состоящего из путешественников, военнопленных, шпионов, ученых, историков и журналистов.

Gayrimüslimlerin giremediği Mekke, eski zamanlardan beri Batılılar için gizemli bir şehir olmuştu.

Источник: GZT

Согласно официальным данным, первым немусульманином, которому удалось проникнуть в Мекку, был итальянец по имени Лудовико ди Вартема. Двигала им, как можно предположить, любовь к приключениям. Отплыв из Венеции в 1500 году, он сначала посетил Александрию и Каир, оттуда отправился в Бейрут, потом в Дамаск. Оставшись в городе на два года и хорошо выучив арабский язык, 8 апреля 1503 года путешественник переоделся сирийским паломником и отправился с караваном в Мекку. Путь был долгим и опасным. Итальянца поразил священный город. Позже он напишет: «Я никогда в жизни не видел такого количества людей, собравшихся в одном месте, как за те 20 дней, что провел в Мекке».

Varthema'nın seyahat notları, Batı'da hâlâ çok okunan klâsiklerden.

Путевые заметки Вартемы до сих пор входят в число классических произведений, широко читаемых на Западе / Источник: GZT

Лудовико ди Вартема был первым иностранцем, изложившим детали паломничества в Мекку на западном языке. Он описал покрывало Каабы и такие ритуалы, как таваф (обход вокруг Каабы), сай (бег между холмами Сафа и Марва). Итальянец поцеловал Черный камень и, спустившись к колодцу Замзам, совершил омовение. В своей книге он опроверг распространенные в то время на Западе слухи о том, что «гробница Мухаммада парит в воздухе в Мекке». На обратном пути Лудовико ди Вартема в Адене был заключен в тюрьму по обвинению в том, что он «агент португальцев», но вскоре его освободили и дали право свободно передвигаться по Йемену. Он считается первым европейцем, посетившим внутренние районы этой страны.

1680'de yolu Mekke'ye düşen Joseph Pitts, şehirden hiç etkilenmemişti.

Источник: GZT

Примерно через 170 лет после Лудовико ди Вартема в Мекку попал еще один европеец, на этот раз британский моряк. Джозеф Питтс не был авантюристом, как ди Вартема. Попав в плен к берберам в 17 лет, он стал рабом алжирского военного. Так как хозяин к нему очень хорошо относился, Джозеф Питтс принял ислам. В 1680 году он прибыл в Мекку, сопровождая своего хозяина и его семью в хадже. Мекка его совершенно не впечатлила, он описал увиденное как «обычное». После Мекки Питтс посетил Медину и могилу Пророка Мухаммада (мир ему). По дороге он встретил ирландца и выслушал его интересную историю. Мужчина рассказал ему, что попал в плен в детстве и был воспитан как мусульманин. Позже он оказался у христиан и превращен в раба. В конце концов ирландец сбежал к мусульманам и теперь совершал паломничество, чтобы восславить Аллаха. Джозеф Питтс сбежал от своих алжирских хозяев во время паломничества и вернулся в Европу. Заявив в своих мемуарах, что он принял ислам под принуждением, Питтс включил в книгу множество предрассудков и сатир в отношении мусульман, чтобы обелиться перед европейцами.

Ali Bey el Abbâsî, Mekke'yi ziyaret eden yabancıların en gizemlisiydi.

Али-бей аль-Аббаси / Источник: GZT

Спустя 127 лет после Питтса, в Мекке появился загадочный испанец – Доминго Бадия-и-Леблих. Он родился в 1766 году в Барселоне, и с юных лет интересовался арабским языком. Мужчина поселился в Северной Африке и с 1803 года начал представляться как Али-бей аль-Аббаси, утверждая, что ведет род от Харуна ар-Рашида. Али-бей объехал всю Северную Африку от Марокко до Каира. Присоединившись к паломническому каравану, он прибыл в Мекку 23 января 1807 года. Али-бея очень впечатлила архитектура города, его чистота, террасы и эркеры домов. Распространяясь о своем родстве с Аббасидами, он снискал уважение и любовь жителей Мекки. Испанец даже участвовал в церемонии очистки и ароматизации Каабы и входил в нее. Али-бей был не просто любопытным путешественником или искателем приключений, он имел особую миссию от Франции. Написав позже книгу о своем путешествии по Ближнему Востоку и Аравийскому полуострову, Доминго Бадия-и-Леблих также представил французской администрации длинный и подробный отчет о политической ситуации в регионе. По возвращении в Испанию он был назначен губернатором сначала Кордовы, а затем Севильи, но удача изменила ему, когда французы были изгнаны из страны. Ему пришлось бежать во Францию. Когда Доминго Бадия-и-Леблих позже снова отправился на Ближний Восток с новой шпионской миссией, в Алеппо его личность была раскрыта, и он был убит в 1818 году.

İtalyan maceraperest Giovanni Finati'nin seyahatnamesi...

Путевые заметки Джованни Финати / Источник: GZT

Итальянский путешественник Джованни Финати, опубликовавший свои заметки о посещении Мекки в 1830 году, стал солдатом в 18 лет. Сбежав из армии Наполеона, чтобы не участвовать во вторжении в Италию, он вернулся на службу после амнистии. Но снова сбежал, когда его отправили в Албанию для борьбы с черногорцами. Вступив в ряды османской армии под видом албанца-мусульманина, в составе войск, отправленных для поддержки Кавалы Мехмеда Али-паши, в 1811 году Финати попал в Египет. Участвуя в разных военных кампаниях, он посетил и Мекку. Но город его не впечатлил.

Johann Ludwig Burckhardt, Arap dünyasını dolaştığı yerel kıyafetle.

Иоганн Людвиг Буркхардт / Источник: GZT

В том же году, что и Финати, в 1811 году, Мекку посетил еще один знаменитый европеец – швейцарский путешественник и востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт, вошедший в историю как первооткрыватель для Запада руин Петры в Иордании. Он родился в Лозанне в Швейцарии в 1784 году. Решив вести исследовательскую деятельность на Востоке, отправился в Алеппо в 1809 году. Усовершенствовав свой арабский язык и знания ислама, ученый отправился в путешествие по региону, где сделал ряд открытий. Буркхардт представлялся всем мусульманином, называя себя Шейхом Ибрахимом ибн Абдуллахом аль-Махди. В отличие от предшествующих ему путешественников, Буркхардт пробыл в Мекке долгое время (три месяца) и подробно описал свои впечатления. Его наблюдения послужили источником для всех последующих путешественников, а созданные им карты Мекки до сих пор считаются серьезными источниками. Через три месяца Буркхардт посетил Медину и снова остался там надолго. Завершил свое путешествие, он вернулся в Египет, где и умер в Каире 15 октября 1817 года. Он был похоронен как мусульманин. Так как ученый не делал четких заявлений по этому поводу, ведутся споры по поводу того, действительно ли он был мусульманином или же притворялся. Но преобладает мнение, что Буркхардт искренне принял ислам.

Burckhardt'ın Kahire'deki mezarı.

Могила Буркхардта в Каире / Источник: GZT

Самым известным европейцем, посетившим Мекку, несомненно, был англичанин сэр Ричард Бёртон (1821-1890). Имевший замечательные лингвистические способности, он еще до 18 лет в совершенстве овладел как минимум пятью языками, в том числе арабским. По время службы в Индии мужчина познакомился с обычаями индуистов и мусульман, и, движимый любовью к приключениям, получил разрешение Королевского географического общества на посещение Мекки с исследовательской миссией. Выдавая себя за индийского купца афганского происхождения по имени Абдуллах, он прибыл в Мекку с группой паломников через Египет в 1853 году. Совершив все ритуалы хаджа, англичанин даже смог попасть в Каабу, где совершил намаз. После Мекки Бёртон месяц пробыл в Медине, бродя по городу и его окрестностям и составив их подробное описание. Вернувшись в Англию, он собрал свои впечатления и опыт в трехтомной книге под названием «Паломничество в Медину и Мекку». Сочинения Бёртона сыграли важную роль в формировании восприятия Аравии западным миром.

İngiliz maceracı Sir Richard Burton, üç farklı görünümüyle.

Ричард Бёртон / Источник: GZT

Следующим знаменитым европейцем, посетившим Мекку, стал нидерландский ориенталист, исламовед и путешественник Христиан Снук-Хюргронье (1857-1936). Он изучал востоковедение в Лейденском университете и был лектором исламского права в Лейденской семинарии для колониальных чиновников, которых собирались отправить в Индонезию. В 1884 году предпринял путешествие в Аравию. Чтобы иметь возможность дальше жить там и совершить хадж, Христиан Снук-Хюргронье официально принял ислам в присутствии кади, пройдя экзамен на знание основ религии, и взял имя Абд аль-Гаффар. Осман Нури-паша, который в то время был губернатором Хиджаза, дал ему письменное разрешение на въезд в Мекку. Впоследствии Христиан Снук-Хюргронье признавался, что его принятие ислама было притворством. Голландский исследователь сделал очень ценные наблюдения во время своего семимесячного пребывания в Мекке, включая период паломничества. Вернувшись на родину, он опубликовал свои заметки о путешествии и воспоминания в двух томах.

Cidde ve Mekke'de yaklaşık bir yıl geçiren Hollandalı Şarkiyatçı Snouck Hurgronje.

Христиан Снук-Хюргронье / Источник: GZT

Все перечисленные европейцы посещали Мекку в арабской одежде, переодевшись мусульманами. Первым жителем Запада, сделавшим это в западной одежде в 1862 году, не скрываясь, стал Герман Бикнелл (1830–1875). Он свободно владел арабским и персидским языками, а в хадже выдавал себя за мусульманина-англичанина. Герман Бикнелл также известен как человек, переведший стихи Хафиза на английский язык.

Herman Bicknell, Mekke'yi kendi kültürel kıyafetleriyle ilk ziyaret eden Batılı oldu.

Герман Бикнелл / Источник: GZT

Исламосфера

Комментарии