Новое поколение персидских музыкантов идет своим путем

Долгое время персидская классическая музыка считалась неприкосновенной. Теперь сыновья великих мастеров Ирана начали менять традиционную музыку, пишет Мэриан Бремер.


Едва ли какая-либо страна на Ближнем Востоке так гордится своей музыкальной традицией, как Иран. Сядьте в такси в Тегеране – скорее всего, из радио будет звучать классическая персидская песня. В последние несколько десятилетий на традиционной музыкальной сцене доминировали одни и те же звезды – Мохаммад Реза Шаджарян, Шахрам Назери и Али Реза Эфтехари. Эти голоса стали визитной карточкой музыкальной индустрии.

Иранское пение основано на традиционной тональной системе дастгяхов. Как и персидская поэзия, которая вплоть до современной эпохи придерживалась набора строгих правил, персидская классическая музыка долгое время считалась священной как певцами, так и инструменталистами.

Еще до Исламской революции 1979 г. в Иране начала развиваться поп- и рок-музыка. Например, песни пионера персидского рока 1970-х годов Куроша Ягмаи практически ничем не отличаются от американских песен того же периода. А в наши дни мы становимся свидетелями совершенно нового явления – слияния традиционной и популярной музыки.

Почему традиционная персидская музыка должна быть известна всему миру?

Хотя основу репертуара Хомаюна Шаджарияна, сына великого мастера персидского вокала Мохаммада Резы Шаджарияна, составляют классические песни, несколько лет назад он представил публике свои эксперименты с поп-элементами. Свой первый сольный альбом Хомаюн выпустил еще в начале нулевых, а сейчас его популярность почти равна популярности его отца. Альбом «На фереште-ам на шейтан» (“Ни ангел я, ни дьявол”), который Хомаюн выпустил в 2014 году, стал бестселлером в Иране именно из-за многочисленных поп-элементов. Мягкие звуки фортепиано, струнных и синтезатора, фоновый шум воды и барабанные удары сочетаются с традиционными мелодиями и ритмами. В песне «Арайеш-e гализ» (“Густой грим”), написанной Сохрабом Пурназери, Хомаюн превратил знаменитую газель Руми в быструю рок-балладу. Одни критики заявляли, что такая трактовка оскорбительна для классической музыки, другие находили ее поверхностной. А третьи называли смелым экспериментом. По мнению Хосейна Вали, композитора и исполнителя на сетаре и таре, популярной классической музыке наших дней недостает как чувства, так и оригинальности: «О певцах нового поколения надо судить по оригинальности их музыки. А в последнее время с этим у них было довольно плохо. Многие из них используют популярность своих отцов и угождают вкусам большинства, гарантируя тем самым самые высокие продажи».

“Ронак” – своеобразная иранская музыкальная группа.

Хафез Назери, сын известного иранского певца Шахрама Назери, которого газета Нью-Йорк Таймс назвала «персидским соловьем», пытается дистанцироваться от творчества своего отца. В «Симфоническом проекте Руми», представляющем собой сплав иранской и западной классической музыки, Назери предлагает новую музыкальную трактовку стихов Руми. Но он столкнулся с критикой за агрессивную рекламную кампанию и за иногда чрезмерно поверхностный характер музыки.

Когда речь заходит о персидской музыкальной традиции, одна из наиболее распространенных проблем заключается в том, как сбалансировать инновации и изменения, с одной стороны, и адаптацию и поверхностность – с другой. Интерес к персидской классической музыке среди меломанов остается высоким. Однако ее будущее в большей степени зависит от качества начинающих музыкантов, чем от вкусов слушателей.

Бесспорный авторитет персидской классической музыки устад Мохаммад Реза Шаджариян, умерший в 2020 г., неоднократно хвалил музыку своего сына Хомаюна. В последние годы своей жизни он сделал своей миссией продвижение и обучение молодых музыкантов. Прославленный певец однажды сказал в интервью: «Давайте поверим в способности и таланты молодежи и проложим путь, чтобы она могла высвободить свои силы».

Ливанский мулла-пианист не нашел понимания среди коллег.

Исламосфера

Комментарии