О чем поется в таснифах?

Тасниф является одной из нескольких форм персидской музыки и может рассматриваться как эквивалент баллады. Этот жанр сыграл важную роль в период Конституционной революции (1905-1911) в Иране.


С одной стороны, таснифы цитирует отдельные строки из классических источников, а с другой, в значительной степени зависит от современной поэзии или поэзии, написанной в прошлом веке. По этой причине британский востоковед Э.Г. Браун определил тасниф как «актуальную балладу». Он проследил его истоки вплоть до доисламской Персии, знаменитых придворных менестрелей сасанидских царей, таких как Барбад. Другой певец таснифа, о мастерстве которого ходят легенды, – это знаменитый поэт Рудаки, живший в начале X века. Существует предание, что когда эмир покинул Бухару, столицу государства Саманидов, и не хотел возвращаться, Рудаки исполнил перед ним песню о его родине, так что правитель поспешил в обратный путь, даже не надев обувь.

Новое поколение персидских музыкантов идет своим путем.

До появления современного концерта классический тасниф исполнялся в придворных и аристократических кругах. Исполнителей нанимали в свиту принцев, они играли и пели на частных вечеринках, праздниках и пикниках, а также в личных покоях членов семьи.

18 Tasnif - Album by Jalal Zolfonoun | Spotify

Источник: Spotify

В период Конституционной революции (1905-1911) тасниф сыграл важную роль в процессе политической борьбы. Поэтами было написано множество злободневных сатирических баллад, большая часть которых носила завуалированный характер. На первый взгляд это были безобидные стихи, но при исполнении они приобретали политический или даже революционный подтекст. Такие таснифы звучали в революционных обществах, на неформальных собраниях и в концертных залах крупных городов, в частности, в театре Гранд-отеля на улице Лалезар в Тегеране.

“Ронак” – своеобразная иранская музыкальная группа.

Величайшими авторами как того времени, так и жанра таснифа в целом были Али-Акбар Шейда (ок. 1843-1906) и Абу-л-Касем Хареф. В то время как произведения первого были лирическими по своей тематике, второй писал как лирические, так и злободневные стихи. Баллады Шейды считаются в Иране лучшими образцами классического таснифа лирической традиции.

Вероятно, учитывая этот опыт, начиная с эпохи правления Резы-шаха Пехлеви (1924-1941 гг.) в Иране запрещалось создание критических или сатирических таснифов, поэтому такая традиция продолжалась только в диаспорах.  Поощрялись патриотические или лирические темы, хотя продолжающиеся эксперименты и влияние музыки других культур, в частности, западной, и народной музыкальной традиции частично изменили музыкальный облик таснифа.

Почему традиционная персидская музыка должна быть известна всему миру?

Жанр таснифа периодически возрождался и подвергался новым аранжировкам.  В конце 1970-х годов в Иране наметилась тенденция, когда музыканты, стремясь возродить традиционную музыку, изучали это искусство у старых мастеров или по записям.  Классический тасниф продолжает оставаться неотъемлемой частью персидской музыкальной традиции и нашел свое место среди других ее композиционных форм.

Исламосфера


Источник:

Iranica Online

Комментарии