Община каландаров в Индии проигрывает борьбу с современностью

Каландары, этническая группа, ведущая свое происхождение от последователей суфийского святого Бу Али Шаха Каландара, традиционно зарабатывала на жизнь выступлениями дрессированных животных. Но после запрета этой деятельности они были вынуждены искать другие формы заработка.


Этническая группа каландаров в Индии ведет свое происхождение от последователей Бу Али Шаха Каландара – суфийского святого и поэта, жившего в Индии примерно в XIII-XIV в. Согласно преданиям, благодаря ему большое количество людей приняло ислам, также он творил множество чудес. Его гробница в городе Панипат в штате Харьяна является одной из самых почитаемых мусульманских святынь Индии. На ежегодный Урс (годовщина смерти) Бу Али Шаха Каландара, проводимый 18 шабана, собирается более двух миллионов паломников из Индии, Пакистана и Бангладеш.

Как считается, предки современных каландаров когда-то проживали в городах Карнал и Панипат, но по какой-то неизвестной причине покинули свои жилища и поселились на территории, которая сейчас входит в состав штата Уттар-Прадеш. Эта этническая группа имеет свой язык, который называется каландари. Хотя они исповедую суннитский ислам, их вера включает в себя множество народных традиций и верований, а также особое почитание Бу Али Каландара.

Холод Каландара: в погоне за мечтой, в бегстве от самого себя.

Источник: Awaz The Voice

Каландары исторически были кочевниками и обеспечивали себя тем, что, бродя по деревням, показывали номера с дрессированными медведями, обезьянами и другими животными, а также выступления жонглеров и акробатов. Но по традиционному образу жизни этой общины был нанесен удар в 1960 году, когда в Индии был принят Закон о предотвращении жестокого обращения с животными. Согласно ему, запрещается развлекать людей, заставляя выступать диких зверей, или содержать их в неволе, а также заниматься их дрессировкой. Нарушители подлежат наказанию тюремным заключением на срок до семи лет или штрафу в размере 25 000 рупий, или и тому, и другому. Каландары больше не могли заниматься своим традиционным ремеслом и были вынуждены искать другие источники существования. Они изначально были бедной и неграмотной общиной, но теперь, не имея земли, стали беднейшими из бедных. Часть из них, перейдя на оседлый образ жизни, стала заниматься земледелием. Но их наделы чрезвычайно малы, и многие из них являются издольщиками, т.е. арендуют землю, платя долей урожая. Гораздо большая группа каландаров, не имея особых навыков, стали поденщиками, представляя собой крайне маргинализированное сообщество, как в социальном, так и в экономическом плане. Некоторые живут на обочинах дорог, другие построили временные лачуги.

40-45 лет назад одна из общин каландаров обосновалась в Баллабхгархе, городке в Харьяне, расположенном примерно в 30 километрах от Нью-Дели. Здесь проживает примерно 250 семей, их жилища представляют собой лачуги. Тем не менее, здесь имеется и небольшая мечеть. Источником воды является установленный кем-то ручной насос. Один из жителей колонии, Акил Хан, рассказывает, что три-четыре десятилетия назад его предки держали медведей и развлекали людей, водя их из деревни в деревню. Когда правительство ввело запрет, они начали дрессировать обезьян. Но вскоре было запрещено и это. Теперь, когда ни обезьяны, ни медведи не являются для них источником средств к существованию, у них нет надлежащего заработка, чтобы содержать семьи. Мужчина говорит, что, будучи неграмотными, они не могли найти работу и занялись изготовлением талисманов и продажей их на обочинах дорог.

Пакистан: страна суфиев и мистики.

Источник: Awaz The Voice

Другой каландар, Тахир Хусейн, рассказывает, что и женщинам, и мужчинам приходится работать, чтобы содержать семью. Большинство собирают мусор, часть устроилась рабочими на стройках, другие курсируют на рикшах по маленьким городам и деревням. Маулви Мохаммад Мустафа говорит, что 90% членов общины, могут обеспечить свои семьи двухразовым питанием, в основном, собирая мусор. Около 10-12 семей тайно держат обезьян-лангуров, подрабатывая за счет них. Одной из проблем колонии является отсутствие школы для детей. Община требует обеспечить доступ их детей к образованию. Но, как говорит Маулви Мохаммад Мустафа, политики только посещают их перед муниципальными или другими выборами, чтобы заработать голоса, а дальше ничего не делают для решения проблем каландаров. «Кандидаты появляются в период избирательных компаний, дают обещания, но после победы на выборах никто не приезжает сюда», – заявляет мужчина.

В Индии Закон о защите животных и модернизация образа жизни нанесли удар и по другим группам, которые вели схожий с каландарами образ жизни. Например, мадари. Изначально они были индусами, при Великих Моголах приняли ислам. Их традиционным занятием было заклинание змей и дрессировка обезьян и медведей. После введения запрета на подобную деятельность мадари пришлось искать другой источник пропитания. Так как подавляющее их большинство не имеет земли, им пришлось стать рабочими на фермах и поденщиками. Схожие проблемы переживает и община базигар, которые исторически кочевали по деревням, показывая акробатические трюки. Так как сейчас появились другие многочисленные виды развлечений, их выступления больше не привлекают зрителей.

Согласно отчету Национальной комиссии по делам денотифицированных, кочевых и полукочевых племен от 2008 года, 10% населения Индии принадлежит к кочевым общинам. У 72% этих людей нет документов, удостоверяющих личность, 98% не имеют своей земли, 57% живут в палатках. Одной из проблем является то, что, будучи малообразованными, эти группы населения понятия не имеют о государственных программах защиты таких людей, как они.

Роль суфиев в распространении ислама в Индии.

Источник: Awaz The Voice

Исламосфера

Комментарии