Оливковое дерево, заатар, кактус – растения-символы Палестины и их значения

Многие растения издавна используются как символы единства и палестинской государственности. Растение и цветы вокруг разнообразных и пышных зеленых городов Палестины стали символом борьбы в условиях оккупации и рассматриваются как символ надежды на лучшее будущее и возвращение на родину.


На протяжении многих лет палестинцы находили различные способы изображать и сохранять свое наследие в качестве формы сопротивления. Это было сделано с помощью искусства татриз – традиционной народной вышивки, с помощью песен и фольклора, а также посредством национальной кухни и искусства. Для многих палестинцев символы важны для объединения и укрепления их идентичности.

Зайтун (Оливковое дерево)

olive harevesting palestine 2021

Источник: Reuters

В Палестине растут одни из самых древних оливковых деревьев в мире, возраст некоторых из которых составляет почти 5000 лет. В семьях принято передавать оливковые деревья своим детям и внукам, доверяя заботу о них будущим поколениям. Эти деревья стали очень важными для палестинского наследия, отражая историю страны, а их крепкие корни символизируют связь палестинцев со своей родиной.

Деревья часто изображаются в произведениях искусства, их корни и ветви иллюстрируют боль от перемещения и изгнания с земли из-за израильской оккупации и колониализма. В то же время оливки и листья символизируют надежду и палестинское наследие. Каждый год, особенно в октябре и ноябре, семьи и фермеры собираются на сезон сбора оливок – практики, которая уже многие годы передаётся из поколения в поколение. Этот процесс называется «аль-Оуна», что означает помощь друг другу в сборе урожая тех деревьев, которые возделывали их предки.

Оливки и оливковое масло можно найти почти в каждом палестинском доме, также как и другие продукты, изготовленные из дерева, такие как косметика и натуральное мыло. В периоды напряженности палестинцы всегда будут собираться, чтобы защитить свои оливковые деревья от сжигания, вандализма или выкорчевывания, демонстрируя, насколько они важны для наследия и средств к существованию палестинцев.

Сабар (Кактус Опунция)

gaza pear fruit cacti

Источник: Reuters

Несмотря на колючий внешний вид, кактус очень любят в Палестине. Растение может расти и цвести в сухих, суровых условиях и известно своей способностью переживать засуху. Для палестинцев кактус символизирует терпение и стойкость. Слово «сабар» на арабском языке означает «терпение», и после Накбы 1948 года, когда сотни тысяч палестинцев были насильственно перемещены и изгнаны из своих домов, люди призывали друг друга сохранять терпение, стойкость и силу духа.

Колючее растение также известно своей способностью разрастаться где угодно, являясь, как говорят многие палестинцы, связью для них со своей родиной после того, как они были вынуждены эмигрировать. Сегодня кактус изображается в палестинском искусстве, поэзии и литературе из-за его качеств, с которыми сравнивают палестинцев. Плоды кактуса также высоко ценятся среди палестинцев за их сладкий вкус. Опунции, которые растут гроздьями, продаются на рынках и у уличных торговцев по всей стране, и многие говорят, что их спелость и сладкий вкус стоят времени, потраченного на выдергивание острых шипов и снятие толстой кожуры.

Многие также считают, что этот фрукт имеет большое политическое значение, поскольку он растет в районах, которые сейчас оккупированы, и становится символом изгнания палестинцев.

Заатар (Тимьян)

thyme plant palestine food

Источник: AFP

Заатар, официально известный как тимьян обыкновенный, представляет собой дикое растение, которое растет в горах и обычно встречается в трещинах каменных плит. Его выращивают по всей Палестине и часто называют «зеленым золотом»  поскольку его высоко ценят и повсеместно используют.

Исторически чабрец был растением, связанным с политикой, из-за того, что он растет на оккупированной земле, и палестинцы заявляли, что израильские власти блокируют доступ к его посевам. Для палестинцев это остается огромной проблемой, поскольку это влияет на их средства к существованию и давнюю традицию сбора дикого тимьяна, а также на их отношения со своей землей, которую они так близко знали на протяжении поколений.

Эта дикая трава также имеет историческое значение для палестинцев и является основным продуктом в каждом доме. Каждое утро на завтрак палестинцы традиционно едят заатар со свежим хлебом, пропитанным оливковым маслом. Траву также можно использовать в качестве намазки на выпечку и в качестве приправы к мясу, овощам и салатам. На протяжении поколений палестинцы использовали тимьян как средство от простуды и гриппа, и многие часто высоко отзывались о его преимуществах, в том числе о его способности бороться с болезнями. Это растение является желанной культурой для фермеров из-за его устойчивости к болезням и насекомым, а также потому, что оно требует меньше труда и удобрений по сравнению с другими культурами.

Для палестинских беженцев растение стало символом земли, из которой они родом, а также символом надежды на возвращение в свои дома. В Палестине существует популярный лозунг: «Мы останемся на нашей земле, пока есть тимьян и оливки», который показывает, насколько тесно они связаны со своей землей и растениями, которые там растут. Многие палестинцы также сравнивают себя с растением заатар из-за его непокорного характера и того факта, что оно может выжить в самых разных климатических условиях.

Яффский апельсин

gaza palestine oranges harvest

Источник: Reuters

Яффский апельсин, ставший известным во всем мире, появился в городе Яффа в XIX веке. В то время палестинские фермеры вывели особый сорт апельсина недалеку от этого города, и этот фрукт стал невероятно популярным из-за того, насколько он был сладок, и при этом в нем было мало косточек.

Апельсин был назван «Яффа» в честь города, но первоначально был известен как Шамути – разновидность сорта, известного как Балади. Что делало апельсины такими новаторскими в то время, так это их толстая кожура, которая позволяла легко очистить фрукт и идеально подходила для экспорта.

Поскольку Яффа уже был хорошо зарекомендовавшим себя и удобно расположенным торговым портом, апельсины было легко распространять и экспортировать по всему миру. Так, вскоре апельсины и другие цитрусовые из Яффы появились на прилавках по всей Европе. Несмотря на то, что многие крупные корпорации извлекают выгоду из этого сорта апельсина, палестинцы по-прежнему гордятся им и помнят фермеров, которые десятилетиями выращивали его.

Для палестинцев апельсин стал символом национальной идентичности и доказательством обширных и плодородных сельскохозяйственных угодий страны. Этот фрукт также проливает свет на долгую и успешную сельскохозяйственную историю Палестины, которую, по мнению многих, долгое время специально отрицали сионисты. Сегодня апельсин Яффа можно увидеть в палестинских произведениях искусства и фресках.

Хандала (Колоцинт)

bitter apple plant palestine

Источник: Wikimedia Commons

Это многолетнее растение произрастает в Палестине и известно своей способностью отрастать, даже если его срезать. Растение, известное по-арабски как Хандала, происходит из семейства арбузовых, приносит горькие плоды и используется в традиционной медицине.

На протяжении веков палестинцы использовали это растение как метафору глубоко укоренившейся связи со своей землей, а также своей силы и права на возвращение. Растение стало символом, олицетворяющим боль и потери перемещенных беженцев после Накбы, а его толстые и глубокие корни символизируют их связь со своей землей.

Сегодня многие люди связывают имя Хандала с фигурой или рисунком, созданным в 1969 году карикатуристом Наджи аль-Али. Персонаж, названный в честь растения, был неряшливым и босым 10-летним палестинцем, который представлял Али и других палестинских детей, изгнанных из своих домов, чтобы освободить место для создания Израиля. С 1973 года персонаж появлялся с отвернутым лицом в знак протеста против неспособности решить бедственное положение палестинцев и отражения того, как мир сам отвернулся от них. Растение Хандала и персонаж, созданный Али, до сих пор можно найти на фресках по всей Палестине, а также в украшениях, сувенирах и произведениях искусства.

Исламосфера

Комментарии