Омар Сартави: экстравагантный кулинарный художник из Иордании

Иорданский кулинарный художник и молекулярный гастроном Омар Сартави изобретает смелые и практичные вещи, связывая приготовление пищи с искусством и творчеством.


Хотя Омару всегда нравилось готовить, кулинарным искусством он занялся уже в зрелом возрасте. А до этого работал в строительной отрасли, возглавлял несколько проектов в Дубае. Вернувшись в Иорданию, он открыл дизайнерскую студию. Разрабатывая в том числе и проекты ресторанов, он глубже погружался в эту среду, и в конце концов, понял, что его привлекает кулинария и стал учиться готовить профессионально. Но ему хотелось большего, и в какой-то момент, как говорит Омар, он просто начал выражать то, что происходит вокруг него, через еду. «Мне всегда нравилось, когда люди называли меня поваром, а не шеф-поваром, потому что, как мне кажется, быть поваром – это страсть, а быть шеф-поваром – это работа. Шеф-повар кормит людей. Я делаю наоборот. Я хочу, чтобы люди голодали. Я не хочу их кормить. Я хочу, чтобы люди задавали вопросы. Вы идете к шеф-повару, чтобы получить удовлетворение. Я – наоборот. Я хочу привлечь вас. Я хочу вас расстроить, разозлить. Иногда я хочу, чтобы вы почувствовали что-то через еду или искусство… Повара одержимы тем, чтобы просто заставить вас есть вкусную еду. Я не против накормить вас чем-то невкусным, потому что это часть повествования», – говорит он. Для него еда – это материал для художественного выражения: «Например, джамид – это блюдо пустыни, он сам похож на пустыню, на камень. Когда я его использую, я хочу показывать его суровость. Я не хочу приручать его… Еда может выразить культуру больше, чем слова. Для нее нет языкового барьера».

The Hashemites — Jordanian chef Omar Sartawi and designers Princess...

Источник: jordanianroyals.tumblr.com

Омар Сартави произвел фурор в кулинарном мире в 2017 году, создав шоколад Jameed на основе традиционного иорданского джамида – твердого сухого йогурта из ферментированного козьего молока. В 2019 году он использовал тот же ингредиент для создания съедобной массы, из которой изготовил точные копии статуй, обнаруженных в Айн-Газаль – археологическом памятнике эпохи неолита, расположенном в Аммане.

Food Artist Omar Sartawi || On Creativity, Passion and Opportunity - Ciin Magazine

Источник: ciinmagazine.com

В 2019 году Омар Сартави снова заставил о себе говорить, создав новый материал из кожуры баклажана, обработанной особым образом, благодаря чему она становится достаточно прочной и не гниет. В сотрудничестве с дизайнерами Сальмой Даджани и принцессой Наджлой Асам в 2020 художник разработал дышащие маски для лица из этого материала. А в ноябре 2021 года в дубайской галерее Fann A Porter Сартави представил авангардную, интерактивную и устойчивую инсталляцию «В стране без овец: метаморфоза кочевой палатки» – стилизованную бедуинскую палатку из кожуры баклажанов. Художник рассказывает: «Идея палатки возникла из фантазий о том, какими были бы жилища наших предков, арабов-кочевников, если бы у них не было овец. Я предположил, что вместо кожи животных они использовали бы веганскую кожу».

In A Land Of No Sheep: Omar Sartawi - TMM

Источник: houseoftmm.com

Художник экспериментирует и с фруктами. Изготовив устойчивый материал из кожуры апельсинов в сотрудничестве с архитектором и дизайнером мебели Каримом Савалхой он создал стол на утиных ножках Duck a l’orange, который стал объектом желаний многих коллекционеров по всему миру. Последний проект такого рода он представил в феврале 2022 года. Это Orange Leather Peel High-End Bag – сумка апельсиновой кожуры, изделие класса люкс, созданное в сотрудничестве с бахрейнским дизайнером сумок Нуфом Альшекаром. Для ее изготовления обработанная особым образом кожура устанавливается на латунную раму, которая затем покрывается позолотой. Ручка сумки сделана из малахита.

Omar Sartawi's Work Ties Heritage To Sustainability | About Her

Источник: abouther.com

Все проекты художника несут в себе какую-то идею. «Я думаю, что самая большая проблема с искусством заключается в том, что оно изображается как нечто легкое и веселое. Будто это развлечение и удел очень богатых людей, которые не знают, куда деть деньги. Это опасно, потому что искусство очень важно. Искусство может быть для удовольствия, и я не говорю, что это не так. Но это одна из тех вещей, которая влияет на вас как человека», – заявляет он.

Источник: jordanianroyals.tumblr.com

Исламосфера

Комментарии