Опасная религия секуляризма во Франции

На протяжении последних десятилетий Франция снова и снова становится мишенью религиозных экстремистов. Германия, Англия, Италия и даже Дания, где впервые были опубликованы карикатуры на Пророка Мухаммада, не сталкивались с подобным насилием. Причина проста: крайняя форма секуляризма во Франции и ее богохульство, которые подпитывают радикализм среди маргинализированного меньшинства. В результате этот дуэт – радикальный секуляризм и религиозный радикализм – танцуют смертельный танец, пишет Фархад Хосроухавар.
Традиционный французский секуляризм требует от государства нейтралитета и призывает к уважению религий в общественном пространстве, чтобы избежать роста религиозной нетерпимости. В наше время, однако, он стал чем-то гораздо более экстремистским. Умеренный секуляризм, который преобладал совсем недавно, в 1970-х годах, был заменен чем-то более похожим на светскую религию.
Это уже целая система верований, в которой есть свои священники (министры правительства), свой понтифик (президент республики), свои прислужники (интеллектуалы) и свои еретики (любой, кто призывает к менее антагонистичному отношению к исламу).
Одной из определяющих черт этого нового секуляризма является пропаганда религиозного богохульства – и, в частности, его крайнего выражения в виде карикатур, подобных оскорбительным изображениям Мухаммада.
Секуляристское варварство: во Франции предлагают убрать из Корана некоторые аяты.

Источник: Luis Vazquez/©Gulf News
Например, это в полной мере проявилось в октябре 2020 года, когда чеченский беженец убил учителя, который показывал карикатуры на Мухаммада на своих уроках. Тогда многие французские интеллектуалы выступили с похвалой богохульства, объявив это «правом на свободу выражения мнений».
Им следовало более тщательно обдумывать свои слова. В Западной Европе право на богохульство признано законом. Но одно дело защищать свободу богохульствовать, и совсем другое – с энтузиазмом призывать к богохульству, как это имеет место во Франции.
Богохульство – это непротиворечивая и саркастическая форма свободы слова. Если её и следует использовать, то, в лучшем случае, умеренно в стране, где 6-8% населения составляют мусульмане, большинство родителей или бабушек и дедушек которых эмигрировали из французских колоний в Северной Африке.
Защитники богохульства ссылаются на свободу выражения мнений, но на самом деле богохульство заманивает Францию в порочный круг реакции на джихадистский террор, который делает ее ещё менее свободной и куда менее автономной.
Запрет абайи во Франции вызвал дебаты о секуляризме и культурном самовыражении.

Источник: Verso Books
Неумеренное использование карикатур во имя права на богохульство в конечном итоге подрывает общественные дебаты: оно клеймит позором и унижает даже самых умеренных или светских мусульман, многие из которых не понимают навязчивого внимания французских секуляристов к исламу, хиджабу, ежедневным молитвам или исламскому учению.
Результатом является пагубный цикл: провокация, контрпровоцирование и сошествие общества в ад. По мере радикализации французского секуляризма количество нападений джихадистов в стране увеличилось.
Французские секуляристы утверждают, что борются за свободу выражения мнений. При этом гибнут невинные люди, мусульмане по всему миру отвергают французские ценности и бойкотируют продукцию страны, а французские мусульмане сталкиваются с ограничениями свободы выражения мнений во имя противодействия исламистской пропаганде.
Франция платит высокую цену за свой фундаменталистский секуляризм, как внутри, так и за пределами собственных границ.
Французские мусульмане рассказывают об исламофобии.
Исламосфера
Фархад Хосрохавар – французско-иранский социолог, руководитель исследований в Высшей школе социальных наук (EHESS). Его научные интересы включают социологию современного Ирана и социальные и антропологические проблемы ислама во Франции.