Османское наследие возвращается в Турцию из Ирана: искусство деревянной инкрустации
Иранская художница Мехри Роббийе Зольгадр возрождает в Турции прежде широко популярное в Османской империи, но забытое искусство деревянной инкрустации, пишет Yeni Şafak.
Мехри Роббийе Зольгадр в детстве любила играть с деревянными ящиками от фруктов, изготавливая из них разные вещи. Когда она вышла замуж за художника Резу Зольгадра, который занимается миниатюрами и тезхибом (искусство золочения), он стал приобщать ее к этим видам искусства. Некоторое время супруги работали вместе, но потом Мехри поняла, что ее больше привлекает иранская деревянная инкрустация. Обучаясь у ведущих наставников Ирана, госпожа Мехри стала совершенствовать свою технику.
Художница по орнаменту передает гармонию иранских и османских узоров.
18 лет назад супруги перебрались в Турцию и открыли в Анкаре мастерскую деревянной инкрустации. Это искусство было заимствовано турками-османами из Египта, и когда-то было широко распространено в Османской империи. Сейчас в Турции оно почти забыто.
Госпожа Мехри рассказывает, что в Иране оно до сих пор сохраняет популярность: «Деревянную инкрустацию можно увидеть в домах всех людей, имеющих более или менее высокий достаток. Одни используют ее в качестве украшения или декора, другие оформляют ею двери, подоконники, дверцы шкафов, рамы для зеркал, столы, журнальные столики и тому подобное. Все старые здания Ирана отделаны деревянной инкрустацией. В Турции мы тоже встречали ее в исторических зданиях. Мы открыли свою мастерскую в Анкаре, чтобы это искусство, которое турки-османы заимствовали из Египта, не было здесь забыто».
Хасан Челеби – самый выдающийся каллиграф современности.
Госпожа Мехри поведала о разнице между турецкой и иранской деревянной инкрустацией: «В Турции такую инкрустацию обычно делают из древесины грецкого ореха и раскрашивают. Это приводит к тому, что работы теряют свою натуральность. В Иране не применяются какие-либо искусственные вещества, такие как краска. Мы делаем инкрустацию, используя породы дерева, имеющие разные цвета. В турецкой деревянной инкрустации чаще всего встречаются геометрические мотивы. А в иранской наряду с этим изображают и фигуры живых существ».
Реза Зольгадр говорит, что восхищается искусством своей жены. Он поведал: «Мы с женой делимся друг с другом своими профессиональными знаниями. Я показываю ей, куда будут падать свет и тень, какой оттенок предпочесть. Также она использует мои работы в качестве моделей для создания деревянной инкрустации. Таким образом, мы поддерживаем друг друга».
Каты – забытое искусство времен Османской империи.
У супругов имеются обширные планы – устроить выставку деревянной инкрустации, открыть мастерскую в Стамбуле. Они также хотели бы обучать учеников, чтобы передать это искусство будущим поколениям.
Исламосфера