Особенности крымского хиджаба

«Хиджаб в Крыму перестал ассоциироваться с радикализмом», – пишет Наталия Назарук в статье для портала ForPost. Для того, чтобы разобраться, что носят и как себя ощущают мусульманки, соблюдающие хиджаб на полуострове, журналистка пообщалась с теологом, психологом, руководительницей религиозно-просветительского проекта «Полезные знания» Духовного управления мусульман Крыма Зейнеб Баировой.


В Крыму костюм мусульманок отличается от того, что представительницы исламского мира носят в других странах. Крымско-татарская мода шагает в ногу со временем, в то же время, оставаясь верной традиционным нормам в одеянии мусульманки. Сегодня крымские татарки заявляют о своём желании не только соблюдать исламские каноны, но выглядеть современно, а также сохранить национальную и культурную самобытность в условиях многонационального полуострова. Как и во всём мире, мусульманки Крыма пытаются сочетать традиции с веяниями современной моды.

Зейнеб Баирова напомнила, что хиджаб — это не просто головной убор, как принято считать в непросвещённом светском обществе. Это и требования к внешнему виду мусульманки в целом, и даже определённое духовное состояние.

Хиджаб и национальная одежда: взгляд из Татарстана.

Зейнеб Баирова

«В Крыму мы уже пережили период тревог и конфликтов. Я вспоминаю себя 20 лет назад — тогда ситуация была достаточно трудной. Несмотря на то, что отсутствовала целенаправленная политика в адрес приверженцев ислама, всё же мусульманка в хиджабе в начале нулевых вызывала очень большое удивление, и чаще оно имело именно негативную окраску, — вспоминает Зейнеб. — Сегодня мы наблюдаем картину, когда мусульманка в хиджабе в Крыму чаще всего не вызывает ни удивления, ни негатива. Я думаю, что в этом большая заслуга и самих мусульманок: мирное существование со всеми, кто нас окружают, максимальная вовлечённость в общественную жизнь позволяют окружающим нас людям судить о том, что всё, что говорят о мусульманской женщине, — сплошные стереотипы».

При этом Зейнеб Баирова отмечает, что в среде самих крымских татар отношение к хиджабу в разные времена также имело отличия.

«Если говорить о современности, я бы не сказала, что крымско-татарское общество поощряет и охотно принимает мусульманок, приходящих к хиджабу. Тем не менее, мы видим, как из года в год ношение закрытой одежды и платка воспринимается лояльнее, в том числе среди крымских татар», — делится она.

Новое приложение позволит девушкам увидеть себя в хиджабе.

Кроме того, Крым был и остаётся достаточно демократичным в отношении женщин, одетых по канонам ислама. Так, например, даже в Москве не единичны случаи, когда одетым в хиджаб девушкам запрещали входить в вузы или другие общественные учреждения, не говоря уже о подобных ситуациях в западных странах.

«Я более 19 лет ношу хиджаб и с двух лет проживаю в Крыму. Таких случаев, особенно за последние пять лет, когда платок являлся бы причиной запрета на посещение каких-то учреждений, не наблюдалось, — заявляет Зейнеб Баирова. — У нас девочки могут ходить в хиджабе даже в школу и на занятиях находиться в платочках, при этом всего лишь учитывать цветовую гамму, которую предусматривает форма данной школы».

Одетая в хиджаб мусульманка в наше время в Крыму может быть не просто следящей за детьми домохозяйкой, но занимать самые разные посты и должности: быть руководителем организации, юристом, врачом или преподавателем.

Новый скандал вокруг хиджаба во Франции.

В Крыму, как и в регионах России, мусульманки предпочитают яркие цвета и европеизированный крой, который иногда может подчёркивать силуэт. Кроме того, в «крымском хиджабе» часто можно заметить традиционные элементы местного населения.

Двести лет назад мусульманки в Крыму носили головные уборы, надевали платья в пол, накидывали длинные халаты. Уже были и специальные нарукавники, которые скрывали руки выше запястья. Традиционную крымско-татарскую женскую тюбетейку – фес – обязательно покрывали шалью. Сегодня крымские мусульманки, возвращаясь к одежде по нормам ислама, часто стараются привнести в свой облик этнические элементы.

Кроме феса характерными элементами крымско-татарского хиджаба является традиционный орнамент. Чаще всего крымский хиджаб украшают вышивкой или аппликациями в виде роз, граната или винограда. Цветовая палитра варьируется от светлых пастельных тонов до насыщенных оттенков красного, зелёного, фиолетового и голубого.

Индонезийский комик в хиджабе борется с экстремизмом.

Как и последовательницы ислама во всём мире крымские мусульманки успешно адаптируют хиджаб к современным модным тенденциям.

Более того, на полуострове работают несколько исконно крымских брендов, которые возрождают моду на мусульманскую одежду на основе традиционного опыта, адаптируя его к современным условиям.

«Существуют спортивные формы хиджаба для тех мусульманок, которые ведут активный образ жизни, — это чаще всего удобные штанишки более широкого кроя, чем в обычном спортивном магазине, и туника, которая спускается ниже колен. Есть и вечерние наряды, которые надевают на особые мероприятия, есть повседневная одежда, — перечисляет Зейнеб Баирова. — То есть почти всё, что мы можем сказать на языке современной моды, имеет место и среди исламской индустрии хиджаба. Мода для мусульманки — не самоцель. Она имеет место в её жизни, но исключительно после соблюдения основных условий хиджаба».

В этом виде спорта у спортсменок нет проблем с хиджабом.

Исламосфера

Комментарии