Палестинский соуб – творческое выражение национальной идентичности
Вышитые соубы стали символом сопротивления и способом противостоять попыткам Израиля присвоить себе палестинскую культуру, сообщает TRT World.
После Накбы, когда примерно 700 000 палестинцев были изгнаны из своих домов в 1948 году, соуб стал символом национальной идентичности для палестинских женщин. Они и сейчас выражают связь со своей родиной, надевая эти традиционные вышитые платья на праздники и разные мероприятия.
Изготовление соуба, который украшают ручной вышивкой, может занять месяцы. Раньше палестинские крестьянки занимались этим после долгого рабочего дня. «Когда я вижу фотографии бабушек, носящих эту одежду, затем следующего за ними поколения, а затем нас, я знаю, что я часть этой истории. Это моя идентичность и культура», – говорит Лана Хиджази, член Общества палестинской одежды (Palestinian Heritage Wear Society). Она рассказывает, что Израиль предпринимает попытки присвоить себе это наследие Палестины: «Дошло до того, что израильские дизайнеры принимают участие в показах мод, демонстрируя палестинскую вышивку, как будто она принадлежит им».
Палестинские дизайнеры: как мода может сохранить наследие народа.
Израильская авиакомпания El Al приняла вышитое палестинское платье в качестве своей униформы в 1970-х годах. Кроме того, некоторые дизайнеры из этой страны использовали куфию или вышивку в своих проектах и шоу, а деятели искусства были замечены в палестинских соубах на международных мероприятиях, таких как Каннский кинофестиваль.
«Мы протестуем против таких попыток», – заявляет Хиджази.
Мона аль-Хусейн, член Союза палестинских женщин, рассказывает, что в каждом регионе был свой соуб: «Палестинские женщины шили себе платья сами. Каждой местности была присуща своя вышивка, которая также отражала социальное положение владелицы». Например, соубы женщин в горных районах имеют более сложную вышивку. Узоры и цвета также имеют свое значение. «Соубу могут украшать различные символы, включая птиц, деревья и цветы. Невесты одевались в красное, а вдовы – в синее с разноцветными стежками», – рассказывает Мона аль-Хусейн.
Борьба палестинской семьи за сохранение национального символа.
В последние годы палестинские дизайнеры начали творчески перерабатывать традиционную вышивку и соубы, создавая современные модели. Хотя некоторые заявляют, что не стоит отходить от традиций, Лана Хиджази одобрительно относится к таким экспериментам: «Это сохраняет ручную вышивку, поддерживает женщин, занятых в этой сфере, и создает рынок для таких художественных изделий». По ее словам, настоящей проблемой является машинная вышивка, которая не является оригинальной и вытесняет ручную.
Многие молодые палестинки хранят старые соубы, унаследованные от матерей и бабушек, и даже если они носят современную одежду, ее часто украшает традиционная палестинская вышивка.
В соубах на общественных мероприятиях появлялись такие деятели, как американский политик Рашида Тлаиб, королева Иордании Рания, кинорежиссер Фарах Набулси и сестры-супермодели Джиджи и Белла Хадид. В таких случаях палестинская одежда – это не только мода, но и способ сделать заявление в поддержку Палестины.
В декабре 2021 года ЮНЕСКО добавило искусство палестинской вышивки, являющееся неотъемлемой частью соуба, в список нематериального культурного наследия человечества. «Включение в список ЮНЕСКО – красивый жест… Однако это всего лишь небольшой шаг в нашей борьбе, потому что Израиль не признает и не учитывает международные резолюции. Мы должны быть осторожны и бдительны к попыткам украсть наше наследие», – говорит Лана Хиджази.
Разграбление Палестины: как Израиль присваивает палестинское наследие и культуру.
Исламосфера