Первые корабли исламского мира

Судостроение в исламском мире началось с усовершенствования верфей Сирии и Александрии еще в то время, когда Муавия ибн Абу Суфьян был наместником Сирии, пишет Неби Бозкурт.


Арабы называли верфи дар ас-синаа. Они в изобилии существовали в регионах исламского мира, имеющих выход к морям, а также речную систему. Это такие города, как аль-Убулла и Сираф в Персидском заливе, Тунис в Ифрикии, Севилья и Дения в Испании,  Сус в Марокко, Палермо и Мессина на Сицилии, Акка и Бейрут в Сирии, Рода, Фустат (Дарюс-синаати Миср или Амаир), Александрия и Думьят и другие – в Египте. На этих верфях, кроме военных кораблей разных размеров, строились также грузовые и пассажирские суда. В частности, египетские верфи изготавливали корабли под названием ан-нилийа («нильские»), которые перевозили грузы и пассажиров по Нилу или использовались во время церемоний. Кроме Нила, судоходство по которому было даже более интенсивным, чем по Красному морю, суда также ходили по таким рекам, как Тигр и Евфрат. Когда знаменитый хадисовед Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирьяби (ум. 301/913-14) прибыл в Багдад, его встретили на речных судах среднего размера типа «тайяр» и «забзаб». Таких судов было довольно много и на Тигре с Евфратом.

“Тахтельбахир” – первая в мире подводная лодка.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В целом, можно выделить следующие виды кораблей в ранней истории исламского флота.

Шини, шиния (шуна)

Это были длинные боевые корабли со 140 веслами. Их также называли гураб. На них воздвигали специальные башни для обороны. Их вооружение включало катапульты и аррады (небольшие катапульты). Воды и еды в их обширных трюмах было достаточно, чтобы оставаться в море долгое время.

Харрака

Это были корабли со 100 веслами, перевозившие горючие материалы, такие как нефть, для поджигания вражеского флота. Также они использовались на разных церемониях. Харраками также называли корабли, ходящие по Нилу или являющиеся вспомогательными.

Турецкая баня на “Титанике” – достижение османских инженеров.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Тарида

Это были специальные транспортные суда для перевозки лошадей. Они имели отсеки для животных и трапы для их посадки и высадки. Тарида могла перевозить до сорока лошадей с всадниками и снаряжением.

Хаммала и арари

Это были корабли, перевозившие провизию или товары.

Харбия

Представлявшие собой шини меньших размеров, это были легкие и быстрые корабли фатимидского и андалузского флотов. Их строили на верфи Роды в Египте. Такие корабли также называли мусаттах и ​​шаланди.

Хасан ар-Раммах – изобретатель торпеды и новых рецептов пороха.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Бутса

Это были многопалубные корабли для перевозки людей, в частности, солдат. Число их парусов могло доходить до сорока, а вмещали они до 700 человек.

Баркус

Это были небольшие суда, которые могли плавать на мелководье. Обычно они перевози пресную воду.

На военных кораблях использовалось такое вооружение, как броня, щиты из кожи и железа, копья, крюки, катапульты, аррады и другие. Кроме того, в отсеке под названием «табут», расположенном на вершине мачты, хранили камни, которыми во время сражения бросали в противника, нефть в горшках, мыльный порошок для ограничения подвижности противника и животных, таких как змеи и скорпионы, для создания страха и паники в стане врагов.

Как три брата-корсара держали в страхе все Средиземное море.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии