Пловдив – Гранада Восточной Европы

Когда турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1650 году проезжал через Пловдив, который османы называли Филибе, он использовал все богатство османского панегирика, чтобы описать этот «величественный город», пишет Абдал Хаким Мурад.


Эвлия Челеби насчитал в Пловдиве пятьдесят три мечети, семьдесят школ Корана, девять медресе, семь училищ для продвинутого изучения Корана, восемь общественных бань и одиннадцать суфийских обителей. Тридцать три района города были мусульманскими, пять – христианскими, и один – еврейским. Наличие девяти караван-сараев свидетельствовало о бурно развивавшейся торговле. Все это было итогом мусульманской эпохи – ранее незначительный город расцвел в рамках исламской экономической системы под управлением султана.

Сегодня остались только следы этого великолепного мусульманского прошлого. Пловдив был завоеван Россией в 1878 году, отрезан от Турции и передан новому государству – Болгарии. Большая часть его мусульманского и еврейского населения бежала на те немногие османские земли, которые ещё оставались в Европе. Массовые убийства унесли жизни тысяч людей, а многие беженцы, добравшиеся до Стамбула, показывали следы пыток и увечий или рассказывали душераздирающие истории об убийстве их семей. Население города сократилось со 125 000 до менее 30 000 человек. Свой вклад в разрушение исламского наследия внес коммунистический режим, особенно при Тодоре Живкове. Вера в Бога тогда считалась формой психического заболевания, большинство оставшихся мечетей страны были закрыты или снесены. Публичное выступление на турецком языке влекло за собой штраф. Все мусульманские имена были насильственно заменены на христианские, а обрезание мальчиков было объявлено уголовным преступлением.

Мечеть Шихабеддина-паши / Источник: lostinplovdiv.com

Чтобы обнаружить следы мусульманского прошлого в Пловдиве, необходимо спуститься к реке Марица. Пройдя по берегу по заросшей и кишащей крысами тропинке, натыкаешься на настоящее чудо. Мечеть Имарет, построенная в 1444 году, каким-то образом уцелела, как и могила ее основателя Шихабеддина-паши. В отличие от многих мечетей в Болгарии, здесь сохранился минарет, украшенный тонким спиральным узором. От кладбища теперь остался только сад, но все еще можно увидеть обломки надгробий, разбитых в 1985 году и сложенных в одну сторону.

Файл:Minaret of Sahabettin İmaret Mosque Plovdiv.jpg — Путеводитель Викигид Wikivoyage

Минарет мечети Имарет / Источник: ru.wikivoyage.org

Неподалеку находится общественная баня (хаммам), построенная тем же пашой. Одна из двух, которые сохранились в городе, теперь это художественная галерея, в которой размещаются концептуальные инсталляции. Обветшалые комнаты пропитаны духом тоно, что турки называют хюзюн – чувством потери и меланхолии. Мусульманский Пловдив здесь кажется таким же далеким и недостижимым, как Древний Египет.

Хаммам / Источник: lostinplovdiv.com

Другой осколок прошлого – здание на бульваре 6 Сентября, где сейчас располагается итальянский ресторан Da Lino. Раньше это была мечеть. Здание мало использовалось до падения коммунизма, а потом в результате хаотично проходившей поспешной приватизации перешло в частную собственность. Залы украшены какими-то откровенно непристойными фресками, сценами, возможно, из Боккаччо. Обнаженные женщины едут на ослах по потолку мечети, а пьяные мужчины будто бы готовы искоренить из себя рвоту прямо на посетителей. Дикий вакхический бунт в разгаре. Над михрабом римский бог машет своим трезубцем. 

Мевлевихане, обитель кружащихся дервишей, построенная мусульманскими беженцами из Венгрии в конце XVII в. и отреставрированная в 1849 г., исчезла без следа вместе со своими гробницами и библиотекой. Улица, на которой в XIX веке издавались некоторые из сорока турецких газет и журналов Пловдива, пустынна. Несколько выделяется на общем фоне старый район возле Хисар Капы, в котором имеется прекрасно сохранившийся ансамбль османских домов.

Мевлевихане / Источник: lostinplovdiv.com

В районе Хисар Капы есть несколько солидных османских церквей, и все же жемчужиной этого района является не церковь и не мечеть, а дом. Он был построен в 1848 году для мусульманской семьи Курумджиоглу и поистине великолепен: величественный и аристократичный, но в то же время чисто по-османски очаровательный. Как правило, официальные гиды называют его «прекрасным примером архитектуры болгарского барокко», несмотря на его типично османский стиль. В настоящее время здесь находится Этнографический музей, который, несмотря на демографическое преобладание мусульман с их богатой культурой в этом регионе, умудряется полностью игнорировать существование нехристианских общин. Даже сейчас в Пловдиве проживает 60 тысяч турок, плюс 30 тысяч цыган-мусульман, что составляет около 10% населения.

Школа султана Абдул-Азиза / Источник: lostinplovdiv.com

В центре города можно увидеть великое чудо Пловдива – мечеть Худавендигар или Джумая джамия (Соборная мечеть). Построенное в начале XV века здание уже давно лишилось всех своих пристроек, в том числе медресе, кладбища и фонтана (шадырван). Внешние стены используются местными алкоголиками в качестве писсуара, и в целом снаружи смотреть особо не на что. Однако внутри это совсем другая история – стены расписаны изысканными фресками и каллиграфией османских мастеров.

Особняк Мехмета Хаккы-паши / Источник: lostinplovdiv.com

К сожалению, многие в болгарском обществе напуганы растущим мусульманским присутствием, что отражает неуверенность в идентичности христианской страны, созданной, когда большая часть ее населения еще была мусульманской. Крайне правая партия становится все более популярной. Болгарская церковь, хотя и слаба на местах, все еще питает сильные антимусульманские настроения и спонсирует строительство церквей в мусульманских деревнях, даже там, где эти церкви заперты и никогда не используются. Альянс церковников, бывших коммунистов и националистов вроде того, что мы видим в Сербии, по мнению некоторых мусульманских наблюдателей,  вполне невозможен и в Болгарии. Мирное мусульманское меньшинство Болгарии отмечает, что, хотя монастыри и церкви пережили шесть веков османского правления, а христиане при султанах были богатой элитой, после создания болгарского национального государства из бывшей этнической мозаики в 1878 году в таких городах, как Пловдив, к мусульманам относились далеко не так благосклонно. Победит ли традиционный болгарский христианский национализм или какая-то более терпимая идеология, это вопрос, который, вероятно, определит судьбу Пловдива либо как процветающего центра европейского ислама, либо как арены для очередной вспышки исламофобии и преследований меньшинств.

20120922 Cuma Mosque Plovdiv Bulgaria 1.jpg

Исламосфера

(Статья приводится в сокращении)

Комментарии