Почему мусульманская молодежь в Турции скатывается в деизм?

Турецко-американский автор Мустафа Акйол в своей колонке в издании Al-Monitor рассуждает на актуальную для турецкого медиа-сообщества тему – секуляризация турецкой религиозной молодежи и утрата ей мировоззренческих ориентиров, которая была обозначена с подачи чиновников из Управления по делам религии как проблема распространения “деизма” – западной религиозно-философской концепции, ограничивающей роль Бога в мире и выступающей против религии в ее догматическом понимании. Мы не предлагаем соглашаться со всеми выводами автора, но считаем, что эта проблема, действительно, имеет место среди мусульманской молодежи во всем мире, по мере того как мир входит в эпоху информационного общества и новых технологий контроля сознания, перед которыми молодые люди оказываются безоружны.


10 апреля в турецком парламенте в Анкаре Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал нечто необычное во время своего обычного еженедельного обращения к депутатам правящей партии – Партии справедливости и развития (ПСР). Он внезапно остановился во время своего выступления и вызвал на трибуну министра национального образования Исмета Йылмаза. Двое мужчин о чем-то шептались примерно полминуты на глазах у огромной аудитории. Приглушенные микрофоны не уловили всех подробностей беседы, но было слышно, что министр говорил о “докладе о деизме” и “мыслях нашей молодежи об этом”. Все услышали, как Эрдоган решительно произнес: “Нет! Это неправильно.”

Этот доклад, который обсуждался на рабочем совещании в отделении Министерства образования в Конье, консервативном анатолийском городе, стал темой для новостей в начале апреля. Документ под названием “Молодежь сползает в деизм“ поделился удивительными наблюдениями о той части молодежи, которую турецкое общество зачастую желает видеть самой религиозной: речь идет об учащихся спонсируемых государством религиозных школ ”имам хатип”. В докладе говорится, поскольку архаичные интерпретации Ислама не могут убедить новое поколение в таких вопросах, как ”проблема зла” (почему Бог позволяет существовать злу), некоторые учащиеся школ «имам-хатип» начали сомневаться в вере. Вместо принятия атеизма, говорится в докладе, эта пост-исламская молодежь принимает более мягкий вариант: “деизм”, или вера в Бога, но без религии.

В докладе говорится, поскольку архаичные интерпретации Ислама не могут убедить новое поколение в таких вопросах, как ”проблема зла” (почему Бог позволяет существовать злу), некоторые учащиеся школ «имам-хатип» начали сомневаться в вере. Вместо принятия атеизма, говорится в докладе, эта пост-исламская молодежь принимает более мягкий вариант: “деизм”, или вера в Бога, но без религии.

Доклад удивил и возмутил консервативные круги Турции. Девлет Бахчели, лидер Партии националистических действий, которая, как предполагается, является оппозиционной партией, но в последнее время стала верным союзником Эрдогана, набросился на тех, кто подготовил доклад, с обвинением в том, что он “пятнает честь турецкой молодежи деизмом, который является одной остановкой перед атеизмом.” Несколько дней спустя главный священнослужитель Турции, глава Управления по делам религий, также выступил с речью о деизме. Объясняя, что этот термин подразумевает “философию, которая отрицает пророчество“, богослов добавил, что, коль они действительно понимают, что такое деизм, “ни один член [нации] не примет такую девиантную мысль.”

Картинки по запросу erbaş erdoğan

Глава Управления по делам религии Али Эрбаш и президент Турции Р.Т.Эрдоган / Источник: Anadolu Agency

На самом деле, вопрос о деизме был в повестке дня Турции еще до недавних высказываний этих видных деятелей. Одним из первых интеллектуалов, обративших внимание на этот вопрос, был Мустафа Озтюрк, прогрессивный исламский богослов, который ведет колонку в газете “Карар”. В апрельской статье 2017 года под названием “Шаги деизма” Озтюрк утверждал, что, несмотря на существующее среди религиозных консерваторов убеждение, что они живут в середине Золотого века, что-то очень фундаментальное ускользает из их рук, поскольку “новые поколения становятся равнодушными к исламскому мировоззрению, даже далекими от него.” Большинство людей, которые утверждают, что представляют ислам в Турции, предлагают очень архаичное, догматическое понимание религии, объяснил Озтюрк, и это приводит к секуляризации среди более космополитичных, задающихся вопросами молодых людей.

С тех пор тема эрозии Ислама среди молодежи часто повторяется в турецкой общественной мысли. На конференции в марте консервативный академик стамбульского Университета Меденийет сказал, что у него есть студенты, которые носят исламский платок из-за их семейного окружения, но “признаются в частном порядке, что они даже не деисты, а атеисты”. За последние несколько месяцев десятки статей в прессе обсуждали “чуму деизма”, даже телешоу освещали этот вопрос. Тем не менее, нет никаких данных о том, сколько турок отказалось от Ислама, чтобы запрыгнуть на подножку “деизма”, хотя множество анекдотических доказательств говорит о том, что это не столь уж и воображаемая проблема.

Самый интересный вопрос заключается в том, почему так много турок теряют веру, особенно в то время, когда Ислам кажется более восходящим, чем когда-либо. Ответы варьируются, особенно в зависимости от политической позиции.

Картинки по запросу deizm gençler

Заголовок одной из турецких газет: “Неужели молодежь из религиозных школ скатывается в деизм?” / Источник: www.gazete2023.com

Для убежденных сторонников правительства, деизм, как кажется, является лишь одним из многих заговоров, которые западные державы приготовили против славной турецкой нации. Юсуф Каплан, обозреватель проправительственной ежедневной газеты “Йени Шафак”, сказал, что среди детей из консервативных семей распространяется деизм, в то время как дети из более светских семей идут к более радикальному краю: атеизму. Основной причиной, по словам Каплана, была гедонистическая, материалистическая и упадническая культура, пришедшая с Запада. Турция должна была противостоять этой культурной эрозии путем дальнейшей исламизации своего образования и средств массовой информации, иначе “империалисты могли бы оккупировать страну, мысленно, изнутри.”

Для других турецких комментаторов, однако, реальной причиной потери веры в ислам является не Запад, а сама Турция: это реакция на всю коррупцию, высокомерие, узколобие, фанатизм, жестокость и грубость, проявленные во имя Ислама.

Это мнение часто подкрепляется голосами оппозиции, но даже некоторые разумные провластные голоса в СМИ об этом не задумываются. Один такой голос Кемаль Озтюрк, еще один обозреватель “Йени Шафак”, который писал о том, что рост деизма в Турции – это бесспорный факт, “заметный всякому, кто следит за обществом”. Он добавил, что религиозные консерваторы, которые объясняют это клеветой на свое любимое правительство или “иностранным заговором” против Турции, совершают ошибку. Реальная проблема была в самой сфере ислама, в глубоких противоречиях между предполагаемыми идеалами и реальными практиками консерваторов, а также в ”догматических клириках“ и ”невежестве, вражде и безнравственности” в среде исламских общин.

Картинки по запросу mustafa akyol

Мустафа Акйол / Источник: Malay Mail Online

Другой комментатор, Акиф Беки, выходец из проправительственной среды, но в последнее время занявший критическую позицию, указал на более конкретную проблему: неослабевающую эксплуатацию ислама в политических целях. Недавним примером, по словам Беки, стала пропагандистская речь Али Мурата Алатепе, члена правящей ПСР и главы муниципалитета Эсеньюрт в Стамбуле. ” Если мы проиграем здесь, – сказал Алатепе перед большой аудиторией, обращаясь к своему муниципалитету, – тогда мы потеряем Иерусалим, мы потеряем Мекку.” Поэтому, соответственно, доминирование ПСР является непременным условием для Ислама. Или, другими словами, Ислам необходим для господства ПСР.

Я согласен с Акифом Беки и другими турецкими комментаторами-единомышленниками в том, почему так много молодых турок теряют веру в ислам. Именно потому, что исламисты наделены полномочиями и своим собственным поведением отталкивают людей от веры, которую они, согласно их заявлениям, поддерживают.

Я предсказал это, по сути, еще в марте 2015 года Al-Monitor в статье под названием “Турция становится более, а не менее светской.” Опыт ПСР, включая ее мечты о повторной исламизации Турции, – писал я тогда, – скорее всего, будет контрпродуктивным и послужит дальнейшему ускорению секуляризации.” Сегодня, спустя три года дальнейшего ухудшения, контрпродуктивный эффект, кажется, развивается полным ходом. У него даже есть громкая вывеска, которая теперь называется “деизм”.


Мустафа Акйол – обозреватель приложения “Пульс Турции” в издании Al-Monitor, обозреватель газет “Хюрриет Дейли Ньюс” и автор статей в журнале “Нью-Йорк Таймс Интернэшнл”. Его статьи также появляются в изданиях  Foreign Affairs, Newsweek, The Washington Post, The Wall Street Journal и The Guardian. Автор книги «Ислам без крайностей: мусульманский вариант свободы». В настоящее время является старшим научным сотрудником проекта “Свобода” в Колледже Уэлсли.

Комментарии