Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?

Кофе не чужд арабской и ближневосточной культуре, особенно Египту, где можно найти всевозможные кофейни на каждом углу. Тем не менее, в этой стране кофейни приветствовались далеко не во все времена, пишет Нур Эльтигани.
Кофе впервые проник в Египет в 16 веке. Согласно книге Джонатана Морриса “Кофе: глобальная история”, группа студентов Аль-Азхара в то время стала свидетелем того, как некоторые выходцы из Йемена потягивали темный напиток перед занятияеми или выполнением длительных религиозных ритуалов. Естественно, любопытство студентов Аль-Азхара росло; вскоре они решили попробовать тот же напиток, надеясь достичь желаемого эффекта.
Люди начали употреблять горький напиток в мечетях во время суфийского ритуала зикра и религиозных праздников, таких как мавлид, празднование рождения Пророка Мухаммада (САВ).
Как турецкий кофе разрушил Османскую империю.
Вскоре после этого кофейни начали открываться на каждом углу, и кофе стал доступен широким массам. Эти кофейни стали сродни социальным клубам, позволяя людям собираться в общественных местах только для того, чтобы выпить кофе во время разговора.
Такие собрания привлекли внимание властей, так что они приравняли кофе к алкоголю. Именно тогда возник вопрос о допустимости кофе. Некоторые исламские школы и ученые также усматривали в кофе проблему; одним из примеров был шейх Али Ахмед Сонбати, который в 1572 году утверждал, что кофе опьяняет и поэтому должен быть запрещен.

Источник: sites.lsa.umich.edu
Опасения возникли, когда кофейни начали становиться местом для общения, а не просто местом для распития кофе. Опасаясь характера дискуссий, которые там возникали, египетские власти попытались запретить кофейни.
Несмотря на попытки остановить деятельность кофеен, они оставались популярными в Египте и на всем Ближнем Востоке.
“Нектар поэтов”: тунисское искусство пить кофе.
Почему кофейни создали эту политическую и культурную нестабильность? Кофейни были продолжением частного пространства и дополнением к общественному окружению. Позже они вышли за пределы домашнего хозяйства, в котором люди привыкли принимать гостей; это повлияло на модель внутреннего гостеприимства с ростом урбанизации и миграции.
Понятие “буржуазная публичная сфера” определяется как объединение частных лиц, противостоящее государству и политической власти. Эта концепция была придумана немецким философом Юргеном Хабермасом, что позволило историкам понять, как кофейни способствовали формированию этой культурной сферы.

Источник: en.wikipedia.org
Краткая история кофеен
Чтобы понять, почему эти “публичные собрания” были очень важными для властей, нужно посмотреть на исторический контекст того времени. Это было время османского владычества. В ближневосточных странах, которые пытались добиться независимости, происходили политические волнения.
Таким образом, кофейни быстро стали восприниматься как общественный центр, где люди могли собираться вместе и обсуждать вопросы, не касающиеся политики, такие как литература и общие интересы. Это было также пространство, которое позволяло обмениваться знаниями. Позже он превратился в пространство, где люди могли обсуждать текущие новости и комментировать политические события.
Старая кофейня в турецкой деревушке сохраняет очарование прошлого.
Отношение к кофейням выходит за рамки кофе и общественных собраний. Сельма Озкосак пишет в своей книге “Кофейни: переосмысление общественного и частного в Стамбуле в начале нового времени”, что ответ заключается в “отслеживании их (кофеен) соотношения с более широкими событиями, такими как уровень урбанизации, миграция и последующий рост общественной коммуникации, а также их связи с трансформацией модели традиционного домашнего гостеприимства и эволюцией общественного и частного пространства”.
Кофе был превращен в товар торговцами, которые хотели создать спрос на него, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию. Торговцы в стремлении увеличить прибыль воспользовались особенностями кофе: поскольку кофе имеет практически неограниченные срок годности, его можно легко хранить в течение длительного периода, и люди будут покупать его оптом из-за его высокого потребления.

Источник: egyptianstreets.com
Поэтому торговцы думали о другом способе дальнейшего увеличения спроса на кофе, открывая кофейни в обмен на свою ответственность и монополию на предложение кофе.
До того, как появились кофейни, люди собирались вместе только в определенных случаях. Другими местами общения были питейные заведения, где подавались алкогольные и безалкогольные напитки и еда, но к которым ранее также проявлялось негативное отношение со стороны общественности.
Люди также могли общаться в общественных банях и парикмахерских. Когда кофейни были запрещены, мини-версии кофеен открывались внутри парикмахерских. Кофе также подавали в общественных банях для мужчин и женщин.
Мирра – кофе для особых случаев.
Не только у властей имелись проблемы с существованием кофеен. Люди, живущие в окрестностях, где были расположены кофейни, чувствовали себя неловко из-за этого учреждения и ставили под сомнение его мораль.
Абд аль-Кадир аль-Джазири, мусульманский автор 16 века, отмечал, что люди, которые ходили в кофейни в Египте, были наркоманами, и что завсегдатаи проводили там весь день, в то время как благочестивые люди заходили туда на рассвете за чашкой кофе и уходили.
Социальная и политическая роль кофеен
Кофейни стали восприниматься негативно, как места, связанные с преступной деятельностью и проституцией. Гавази, непокрытые женщины, которые танцевали в общественных местах, в основном присутствовали в кофейнях как форма развлечения для мужчин, приходивших сюда, чтобы провести свое время за чашкой кофе.
Эти учреждения стали частью общественного пространства, доступного для людей различного происхождения и социального положения. Хотя люди с разным бэкграундом, возможно, и сидели в разных углах кофейни, тем не менее, она сближала людей, и дискуссии становились общими.
В Абу-Даби возрождают традиции настоящего арабского кофе.
Кофейни, появившиеся рядом с мечетями, были идеальным местом для привлечения наибольшего количества мужчин и со временем заменили в этой роли сами мечети.
Важно отметить, что кофейни были доступны только для мужчин. Женщины могли пить кофе только в общественных банях, поскольку они были единственным законным поводом для них покинуть дом.

Источник: almasryalyoum.com
Непристойное увеличение кофеен в городе приводит к городской миграции из-за новых возможностей трудоустройства.
Крепкий как смерть, сладкий как любовь: длинная и богатая история турецкого кофе.
Часто владелец кофейни проживал в районе, близком к кофейне, или в комнате внутри кофейни. Иногда в этих кофейнях даже хватало места для размещения сотрудников. Кофейни стали желанным вариантом для трудоустройства рабочего класса.
Но для правящего класса кофейни представляли угрозу. Очевидно, что правящий режим боялся разговоров людей о государственной политике. Интересно видеть не только социальный подъем напитка, который был очень глубоко укоренен в арабской культуре, но и изменение социальной структуры, поведения и общественного пространства в результате появления и укоренения кофеен.
Несмотря на все попытки ограничить распространение кофе и кофеен, они продолжали распространяться не только по всему Ближнему Востоку, но и по всему миру, причем кофе стал сегодня легальным “наркотиком” номер один, как некоторые могли бы его назвать.
Как йеменские зерна покорили Османскую империю и стали памятником ЮНЕСКО.
Исламосфера