Под защитой Корана: рубашки-обереги исламского мира

Рубашки-обереги встречаются во всем исламском мире. Их можно разделить на четыре типа, которые различаются по стилю и используемым символам: османский, сефевидский, могольский и западноафриканский. На рубашках могли быть нанесены аяты Корана, имена Аллаха и пророков, а также цифры. Считалось, что все это обеспечивало защиту от зла человеку, носившему такую рубаху.


Самые ранние из сохранившихся экземпляров рубашек-оберегов были созданы примерно в XV веке, хотя традиция их изготовления может быть намного старше. В Коране в суре «Юсуф» рубашка пророка Юсуфа описывается как дающая ему защиту и даже чудодейственная. Пророк передает ее своим братьям, чтобы исцелить слепоту его отца Якуба: «Ступайте с моей рубахой и накиньте ее на лицо моего отца, и тогда он прозреет, а потом привезите ко мне всю свою семью» [Коран 12:93].

Источник: en.wikipedia.org

Надписи на рубашках-оберегах представлены, в основном, сурами и аятами Корана. Кроме того, это могли быть имена и атрибуты Аллаха (асма-и хусна), имена разных пророков и четырех главных ангелов, печать Пророка Мухаммада (с.а.в.) и восхваляющие его стихи, а иногда и «хилья» (описание Пророка). В некоторых случаях встречаются имена Фатимы, ее сыновей Хасана и Хусейна, первых четырех халифов и знаков зодиака. Почти все талисманные рубашки украшены символами абджада – системы обозначения чисел с помощью арабских букв и сопряженная с ней возможность нахождения суммарного числового содержания слов, написанных арабскими буквами.

Источник: en.wikipedia.org

Рубашки-обереги имели огромную религиозную и материальную ценность среди мусульманских правителей и представителей элиты в Африке и Азии. Выделяют четыре типа таких рубашек: османские, сефевидские, могольские (индийские) и западноафриканские. Каждый тип отличает свой стиль и использованные формулы, а также дизайн. Сохранилось немало рубашек-оберегов, но лишь очень небольшое их количество подписано и датировано. Одна из них – хранящаяся во дворце-музее Топкапы. Согласно надписям на ней, она была заказана султаном Мехмедом II Завоевателем для своего сына Джем-султана (ум. 1495). Также на ней указаны даты начала и завершения работ: 30 марта 1477 – 29 марта 1480. Таким образом, это дает точную информацию о том, сколько времени занимало создание такой одежды – 3 года.

Для изготовления рубашек-оберегов существовали отдельные мастерские, в которых имелись, помимо прочего, астрологи и каллиграфы. Создавались эти изделия в условиях строгой секретности. Астролог консультировал мастеров, так как при создании рубашки учитывались день рождения ее будущего владельца, имя его матери, положение звезд и т.п. При этом строго контролировалось, чтобы не были допущены ошибки. Процесс не допускал ни малейшего отступления – если изделие не удавалось завершить в установленный срок, оно считалось негодным. Образцы подобной незавершенной одежды можно увидеть в музеях мира. В частности, к таким относится уже упоминавшаяся рубашка, предназначенная для Джем-султана: она не была закончена в нужное время, поэтому никогда не носилась.

The Talismanic Ottoman Shirt Designed to Keep its Wearer Alive | Anatomy of an Artwork | Sotheby's

Источник: sothebys.com

Вопрос о функции рубашек-оберегов вызывает споры. К сожалению, источников, в которых описывается или хотя бы упоминается использование такой одежды, очень мало. В одном из таких турецких источников, относящемся к 1530 г., сообщается о рубашке, изготовленной святым человеком в Мекке, которую не могли пробить ни пули, ни мечи. Эта рубашка была заказана султану Сулейману Великолепному (1520-1527) его женой Хюррем-султан и сохранилась до наших дней. Она также находится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Хотя рубашки-обереги использовались как защита от болезней, сглаза, трудных родов, внезапной смерти и опасностей в пути, считается, что большинство из них предназначались для защиты владельца в бою. На таких рубашках, которые носили под доспехами, были нанесены аяты Корана, в которых говорилось о победе. Известно, что подобную одежду носил султан Сулейман Великолепный во время походов, в частности, во время битвы при Мохаче (1526 г.) – одного из самых значительных сражений в истории Центральной Европы.

В музее Мавляны Джалалуддина Руми в Конье хранится рубашка-оберег, принадлежавшая его сыну Султану Валаду – основателю тариката мевлеви. Она не имеет ни завязок, ни пуговиц. На рубашку нанесены три первых аята суры «Фатх», 129-й аят суры «Тауба», а также «Слова единобожия», имена четырех великих ангелов и четырех халифов, разные дуа (молитвы) и т.п. Сама рубашка не несет в себе следов износа, поэтому предполагается, что Султан Валад надевал ее только во время торжественных церемоний, таких как принятие присяги у учеников и разные празднества.

Mevlana'nın oğluna ait 'tılsımlı gömlek' gizemini koruyor - Milliyetçi Haber

Источник: milliyetcimedya.com

В музее Виктории и Альберта в Лондоне хранится рубашка-оберег, изготовленная в Индии в XV-XVI вв. Это может показаться невозможным, но на этой рубашке полностью нанесен весь Коран – текст начинается на обратной стороне правого рукава и заканчивается на нижней стороне левого. Внутри двух больших кругов на груди помещены «Слова свидетельства» – выражение «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – Его пророк». Плечи украшены картушами, в которых повторяется слово «Аллах». Для того, чтобы писать было легче, хлопок, из которого изготовлена эта одежда, был пропитан крахмалом.

Источник: vam.ac.uk

Исламосфера

Комментарии