Поиски новых путей в современной иранской живописи: школа саккахане
Процессы модернизации и вестернизации, проходившие в Иране в 30-40-х гг. XX в. при поддержке государства, повлияли и на искусство живописи, пишет Зейнеб Озель.
Вместе с этим, существовало и стремление сохранить традиции. Еще в начале XX в. открылась школа искусств Камаля оль-Молька, в которой кроме живописи преподавались традиционные иранские ремесла – ковроткачество, мозаика, резьба по дереву и т. д. В дальнейшем процессы модернизации в искусстве ускорились в том числе под влиянием получивших образование в Европе преподавателей Факультета изящных искусств, открытого в 1940-х гг. Это вызывало негативную реакцию группы интеллектуалов, выступавших за сохранение национальной и религиозной идентичности.
Цветок и птица: вековые традиции иранских живописцев.
Традиционное иранское искусство основано на метафизике, вере, абстракции. Примером такого понимания являются каллиграфия, эбру, тезхип, миниатюра и т.п. Конфликт между тенденциями к развитию реалистического современного искусства и продолжением традиционных направлений неуклонно расширялся. Иранские художники, восхищенные Западом, отправлялись в Европу. Это привело не только к восприятию ими западной культуры, но и открытию ими новых перспектив, позволивших им заметить богатство своей культуры. По возвращению в Иран, они, решая вопрос «как совместить традиционное и современное», нашли вдохновение в саккахане, сформировав одноименную школу. Как описал ситуацию Керим Имами: «Найдя вдохновение в саккахане, мы поняли, что искомое находится рядом с нами».
Саккахане – это традиционные питьевые фонтаны, которые строили для путников, чтобы они могли утолить жажду. Со временем они превратились в символы Кербелы, в них ставили свечи, на них повязывали амулеты и куски ткани для исполнения желаний. Так как произведения Парвиза Танаволи, Чарльза Хоссейна Зендеруди напоминали Кериму Имами вывешиваемые у саккахане надписи, то с его легкой руки новое направление в живописи, соединяющее модернистские и традиционные элементы, стало именоваться школой саккахане.
Парализованная на 85% иранская художница рисует портреты ногой.
Эта школа оказала влияние на многих художников и скульпторов. Они вдохновлялись иранскими легендами и символами, в том числе религиозными. Эти художники в сюрреалистической форме переносили в современность такие элементы, как амулеты и куски ткани, которые вешали в саккахане, чашу сорока ключей (медная чаша, на которой 40 раз написан аят «قل»/«Скажи»), изображение «ладони Фатимы», павлиньи перья, астролябии, вышивку, образы женщин эпохи Каджаров, рельефы и надписи, мифических персонажей, таких как дэвы. Они говорил: «Мы сумели сохранить свою иранскую идентичность, будучи современными художниками». Р.Парчегани, который в наши дни развивает эту школу, говорит, что саккахане пытается разбудить в зрителе ностальгические чувства.
Саккахане подвергалась и критике. Такие иранские интеллектуалы, как Джалал Але Ахмад обвиняли школу в том, что она представляет собой «само-ориентализм», т.е. подход восточных деятелей к каким-то вопросам с позиций западного ориентализма. По мнению таких критиков, подобные работы, в которых традиционные методы были призваны заполнить пробелы современных форм, не несут в себе никакого смысла, кроме как привлечь внимание туристов.
В Иране открылся первый персональный музей художницы.
Школа саккахане действительно привлекла внимание во Франции, Европе и Америке. Но это был простой туристический интерес. Например, этой школой была очарована знаменитая женщина-коллекционер Эбби Вид Грей.
Школа саккахане потеряла свое влияние после революции 1979 г. и последующей ирано-иракской войны. Несмотря на то, что в 2013-м и 2016-м годах были организованы тематические выставки «40 лет после саккахане», они были названы некоторыми кругами «ностальгией по эпохе шаха». Тем не менее, по мнению большинства искусствоведов, влияние саккахане прослеживается и в современном искусстве Ирана.
Исламосфера