Поможет ли рэп вернуть иракскую молодежь в мечети?
Иракский мулла вызывает бурю эмоций в обществе, призывая своих последователей читать рэп в честь своей религии.
В помещении мечети в Аль-Шаабе, рабочем районе Багдада, последователи движения Аль-Сархи, одной из религиозных групп иракских мусульман-шиитов, читают “исламский рэп“.
Стены мечети вибрируют в такт музыке. Внутри десятки молодых людей начинают яростно бить себя в грудь в такт ритма.
С микрофоном в руке рэпер исполняет традиционный латмият – скандирует стихи, оплакивая разных мусульманских деятелей.
Этот нетрадиционный ритуал является прямым вызовом религиозному истеблишменту Ирака и направлен на возрождение духовности и религиозности среди молодежи, поскольку производится на их “современном языке”.
“Западный рэп призывает к безнравственности, наркотикам и преступлениям, в то время как наш рэп способствует диалогу, миру, медитации, поклонению и межконфессиональному диалогу”, – сказал 40-летний рэпер Лоай Мохаммед.
Шиитский священнослужитель Махмуд аль-Сархи находится на переднем крае этого движения, которое включает до 10 000 последователей, хотя эта цифра вызывает сомнения у местных исследователей шиитского ислама (поскольку последователи Аль-Сархи предпочитают не раскрывать себя).
Сархи не всегда был известен благодаря религиозному рэпу. В 2014 году агентство Reuters сообщило, что Сархи и его вооруженные последователи ранее вступали в столкновения с военными силами США, а также “иракскими силами безопасности и сторонниками Великого Аятоллы Али аль-Систани, самого почитаемого шиитского священнослужителя в Ираке”.
В пульсирующей атмосфере мечети Аль-Шааба участники толпятся рядом и сильно потеют, жестикулируя руками в ритме музыки.
“Благодаря нашему исламскому рэпу, очень любимому молодыми иракцами, молодежь возвращается в мечеть, и мы можем утверждать, что достигли одной из наших целей”, – кричит шейх Салем аль-Джумахи под звуки стихов, аплодисментов и ликования.
Тем не менее, многие представители иракской молодежи сомневаются в искренности этой инициативы. 25-летний Гуфран Ибрагим изучает фармакологию в Багдаде. Он ставит под сомнение истинные намерения любых иракских религиозных лидеров. “Моя семья и я не верим их словам, потому что своими речами они преследуют личную выгоду”, – говорит он.
Согласно недавнему опросу BBC News, иракцы теряют свою веру, а доверие к религиозным лидерам резко падает.
“После всего, что произошло в Ираке, люди начали сомневаться в них, что вызывает рост атеизма”, – сказала она в интервью Middle East Eye (MEE).
По словам 24-летней студентки медицинского факультета, живущей в Багдаде и предпочитающей не называться, иракцы когда-то доверили своим религиозным лидерам развивать страну. “И сейчас в Ираке остались только две группы – экстремисты и атеисты”, – сказала она.
Саид Хоссейн Казвини, профессор философии исламского права в Кербеле, признает, что ислам теряет своей импульс среди молодежи. “Политические партии, которые говорили от имени религии, разрушили имидж ислама”, – говорит он.
Но он воспринимает движение Аль-Сархи как тревожное явление. “В исламе музыка запрещена, и они смешивают религию с рэпом, который известен неприличным поведением. Рэп-музыка хороша в Лос-Анджелесе, но не в Ираке”, – сказал ученый.
Казвини утверждает, что иракские религиозные деятели должны научиться говорить на языке молодежи и следить за тем, чтобы их речи не противоречили науке.
“Я думаю, что мы также должны укреплять мир и гармонию с другими религиями. К сожалению, нам еще предстоит пройти долгий путь”, – сказал ученый.
Движение Аль-Сархи рассматривает свою версию религиозного рэпа как часть своих усилий по возвращению молодых людей в религию. С этой целью Аль-Сархи также поощряет их читать Коран.
Казвини признает, что движение нашло способ воссоединиться с молодежью: “В некотором смысле оно успешно, что возлагает больше ответственности на плечи религиозных деятелей”.
“Давайте смотреть правде в глаза, мы не сделали достаточно, чтобы обратиться к молодежи и, если мы не будем действовать, мы можем потерять их всех”, – сказал Казвини.
Его опасения серьезны. “Сегодня это рэп, но если мы откроем эту дверь, завтра может быть что-то еще, куда это приведет религию?” – говорит он.
Однако, например, рэпер Лоай Мохаммед отвечает на это, что рэп – это глобальный язык, понятный всей молодежи в нынешнюю эпоху. “Это нормальный язык для передачи сообщений”, – говорит он.
Исламосфера