Последний караван-сарай Андалусии
Корраль-дель-Карбон в Гранаде, который при мусульманах выполнял функции караван-сарая, является единственным сохранившимся примером зданий этого типа в Испании.
Во времена аль-Андалуса это сооружение, построенное в XIV веке при династии Насридов, именовалось Фундук аль-Джадида («Новый фундук»). Фундук, или караван-сарай, был характерным атрибутом средневековых исламских городов и, как правило, имел как минимум два этажа, расположенных вокруг центрального внутреннего двора. Он служил гостиницей для транзитных торговцев, складом и оптовым рынком.
Когда-то Фундук аль-Джадида располагался рядом с базаром и Соборной мечетью, место которого сейчас занимает собор. Уже под властью христианских правителей в 1500 году католические монархи подарили здание Хуану де Арана. Так как тот умер, не оставив наследников, в 1531 году оно было продано на публичном аукционе и стало Театральным двором. Затем, в XVII веке сооружение стало выполнять функции доходного дома. Помещения на первом этаже использовались как склад угля, от чего оно и получило свое нынешнее название Корраль-дель-Карбон, которое переводится как «Угольный двор».
В 1887 году Корраль-дель-Карбон был объявлен национальным памятником, также стали раздаваться призывы выкупить у частных владельцев памятник, который к тому времени был в плохом состоянии. Несмотря на это, в нем проживало 36 семей. Наконец, Леопольдо Торрес Бальбас, куратор и главный архитектор Альгамбры, организовал покупку имущества государством за счет доходов от продажи билетов в Альгамбру за 128 000 песет. Между 1929 и 1931 годами здание было отреставрировано и сейчас продолжает сохраняться как национальный памятник.
Войти в Корраль-дель-Карбон можно через единственную дверь с айваном, увенчанным подковообразной аркой. Вход украшает 112-я сура Корана: «Скажи: «Он – Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»». Богатство фасада, вероятно, объясняется тем, что караван-сараю покровительствовала династия Насридов. Коридор, начинающийся за дверным проемом, занимает пространство первых двух этажей. Его красивый потолок украшен мукарнасом.
В отличие от бросающейся в глаза отделки фасада, внутренний двор имеет простую отделку из кирпича без орнамента, дерева, штукатурки и камня. Кирпичные и каменные опоры поддерживают галереи, которые обеспечивают доступ к помещениям на трех этажах. Каменный бассейн для воды находится в центре внутреннего двора.
В Гранаде обнаружено крупнейшее захоронение мусульман тогдашней Европы.
Здание имеет три этажа. Первый предназначался для товаров и вьючных животных, а на двух верхних располагались комнаты для постояльцев, по 22 на каждом. Кроватей не было, и купцы спали на полу, завернувшись в плащи. В Фундук аль-Джадида имелся водопровод.
Чтобы помешать кражам, во всем здании не было окон. Функции контролера выполнял привратник у входа. Единственная дверь караван-сарая закрывалась на закате, не позволяя гостям уйти до рассвета. Незадолго до восхода солнца их предупреждали, чтобы они собрали свое имущество и животных. Двери открывались только после этого, чтобы никто не мог забрать то, что им не принадлежало.
Сегодня здание является туристической достопримечательностью и историческим памятником города. Здесь размещаются офисы и административный персонал Городского оркестра Гранады, а также проводится Международный фестиваль музыки и танца Гранады. Время от времени во внутреннем дворе проходят театральные представления, концерты фламенко и лекции.
Потерянный рай: почему идеал Аль-Андалуса нашел место в арабской поэзии.
Исламосфера