Посох в исламской культуре: выражение духовной власти

Издавна посох был символом тех людей, которые являлись представителями божественной силы – пророков, правителей, провидцев, судей, священников. Как и другие символы такого рода, он воспринимался не просто как материальное выражение какой-либо власти или полномочий, но сам по себе представлял их и придавал им легитимность, сообщает İslam Ansiklopedisi.


Арабы в доисламские времена использовали разные посохи, носившие такие названия, как аса, аназа, кадиб, михджан и михсара, которые отличались  друг от друга по длине, толщине и материалу. Известно, что у Посланника Аллаха (с.а.в) были такого рода посохи, которые он использовал для различных целей. Арабский историк Ибн Шабба сообщает, что эфиопский правитель Наджаши передал Зубайру ибн Авваму посох, а тот подарил его Посланнику Аллаха (с.а.в.). Пророк (с.а.в) использовал его в качестве сутры, т.е. клал на землю перед собой, совершая намаз, чтобы ему не мешали проходящие перед ним люди. Согласно другим преданиям, Зубайр получил этот посох в качестве трофея у убитого им в битве при Ухуде врага. Ибн Саад отмечает, что когда Посланник Аллаха (с.а.в.) выходил для совершения праздничного намаза или намаза для ниспослания дождя, то Билал нес перед ним посох. Ибн Ханбал в своем «Муснаде» приводит хадис, что Пророк (с.а.в.) ходил с посохом и произносил пятничную хутбу (проповедь), опираясь на него. Согласно другим сообщениям, сахабы также имели посохи. Имам Суюти (1445-1505) посвятил этому приспособлению целый трактат «аль-Инба би-анналь-аса мин сунани аль-анбийа», в котором доказывал, что использование посоха является общей практикой всех пророков.

В этой мечети имам читает проповеди с мечом в руках.

После смерти Посланника Аллаха (с.а.в.) посох наряду с его минбаром стал восприниматься как символ власти халифа. Для них даже было отдельное название – «Удайн». Усилия, предпринятые для доставки их из Медины в Дамаск во времена Омейядов показывают, насколько они считались важными, чтобы правители, возглавляющие исламскую общину, по праву считались бы «повелителями правоверных», а их власть – легитимной.

The Official Website Of The State Of Osun

Имам Осогбо (Нигерия) с посохом / Источник: osun.gov.ng

Посох, который впоследствии был заменен мечом, был одним из самых важных атрибутов халифов во времена династий Омейядов, Аббасидов и Фатимидов. Например, омейядский халиф Хишам ибн Абдульмалик (691-743), получив власть, тут же велел доставить себе печать и посох Посланника Аллаха (с.а.в.) через официальную почту. Историк Ибн Асир сообщает, что этот посох специально назначенное лицо несло перед халифом Мутаваккилем во время его появлений перед народом. Мамлюкский ученый аль-Калкашанди пишет, что посох фатимидских халифов был украшен алмазами и жемчугом. Во время публичных появлений правители держали его в руках.

Посох воспринимался в качестве символа именно халифа, правителя всей мусульманской общины. Если после распада халифата все другие атрибуты власти, такие как трон, корона, шапка (кулях), знамя, меч и т.п. в изобилии встречались в государствах, возникших в разных частях исламского мира, то о посохе речь уже никогда не шла. После разорения Багдада монголами ни один из мусульманских правителей не использовал его в качестве символа власти.

Реликвии Пророка (САВ) и праведников Кавказа на Мавлиде в Грозном.

Использование посоха шаманами (камы), а потом и киргизскими знахарями башхи свидетельствует о том, что тюркскими народами он издавна воспринимался как символ священного и инструмент, обладающий религиозно-магическим эффектом. Вместе с этим, ни в одном из доисламских тюркских государств он не выступал в качестве атрибута властителя. В разных тюркских государствах исламского периода, включая Сельджукскую империю, ханства, созданные потомками Чингисхана и Тамерлана, в Делийском султане при династии Хильджи во дворцах правителей была группа служителей, которых называли «дурбас», «чавуш», «ясавул», «накиб». Они играли важную роль в церемониях и разных мероприятиях, и их непременным атрибутом был серебряный или золотой посох. В знак особой милости правители разрешали наследным принцам, лицам, принадлежащим к их семье, а иногда и крупным эмирам держать при себе служителя с золотым или серебряным посохом.

Посох – неотъемлемый исламский элемент / Источник: islam-today.ru

Перестав выступать в качестве символа власти, посох оставался атрибутом духовных лиц в исламе, получив, в частности, распространение в разных тарикатах. Передают высказывание Хасана аль-Басри: «Посох обладает шестью качествами: это сунна Посланника Аллаха (с.а.в.), украшение праведников, против врагов он – оружие, для слабых – помощь, для лицемеров (мунафикун) он становится причиной печали (вселяет печаль в их сердца), а также помогает увеличить повиновение [Аллаху]». Подражая Посланнику Аллаха (с.а.в.) пожилые люди, а также шейхи тарикатов ходили с посохами. Например, в ветви шабания тариката хальватия он был обязательным атрибутом шейха. В тарикате мевлеви был распространен так называемый «челик» – посох длиной с руку и толщиной с палец. Также уединяясь на 40 дней суфии этого братства брали с собой в чилехане посох, именуемый «муттака» или «муин», чтобы прислоняться к нему головой. В некоторых шиитских общинах Малой Азии в церемонии вступления в объединение кызылбашей и религиозных собраниях использовался посох, который называли «тарик» и хранили в зеленом футляре.

Тарик ибн Зияд – завоеватель Андалусии.

Бродячие дервиши в разных частях исламского мира неизменно ходили с посохом, хотя здесь наряду с символическим смыслом очевидна практическая польза этого приспособления в пути.

Согласно заключению богословов, использование посоха в исламе является сунной. Поэтому и в наши дни имамы произносят пятничные проповеди, опираясь на посох.

В мусульманской поэзии и литературе посох Мусы (а.с.), с помощью которого этот пророк показывал разные чудеса, стал метафорическим символом. Также посох вошел во многие пословицы и поговорки.

Why did Ottoman sultans safeguard Islam's holy relics in Istanbul?

Посох пророка Мусы (а.с.) в дворце Топкапы в Стамбуле / Источник: trtworld.com

Исламосфера

Комментарии