Представления о мире в суфийской традиции

Формирование суфийской картины мира как отдельной концепции связано с именем Ибн Араби, пишет Омер Тюркер.


Классики тасаввуфа до Ибн Араби ссылались на теорию материи-образа (сурат), не конкретизируя ее, иногда высказывались в духе атомизма, но, в целом, для них систематизация представлений о мироздании не имела какого-либо значения в понимании главного – отношений человека и Аллаха.

В вопросе сотворения мира Ибн Араби придерживался теории эманации (судур), т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия за пределы собственно Своего бытия, что отдалило тасаввуф от калама и приблизило к перипатетизму. Собственно, суфии на протяжении всей истории не испытывали настоящего интереса к физическим теориям устройства мира, они лишь инструментализировали объяснения перипатетиков. Даже Ибн Араби в «Мекканских откровениях» заявляет, что «объяснение физического мира не является целью людей Аллаха».

Ибн Араби – учитель парадоксов, поменявший облик исламской культуры в мире.

Проанализированное изображение

Схема бытия в суфизме представлена тройственной, семиричной и т.п. Согласно тройственной системе, первая степень судура, как и последняя, едины, подобно тому, как круг начинается и заканчивается в одной точке. Судур начинается с человека и им завершается, но в начале он представлен в виде целого (кулли), и не является одним из индивидов. Ибн Араби называет это акл-и кулли (Всеобщий разум), хакикат-и инсаниййа (истина человека) или хакикат-и Мухаммадиййа (истина Мухаммада). Последнее название обусловлено не тем, что это начало – Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям), а тем, что наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) представляет собой совершенство человека.

Вторая степень бытия – это айан-и сабит (утверждённые воплощенности) или нафс-и кулли (Всеобщая душа), она заключает в себе истины сотворенных, которые проявятся на третьей степени. В степени Всеобщего разума содержатся не отдельные истины – каждая сама по себе, а целостная истина. А в степени Всеобщей души, напротив – истины всех вещей по-отдельности.

Третья степень – это физический мир. Описывая его, суфии, признающие доктрину «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд), опять же, следуя за философами-перипатетиками, делили его на надлунный и подлунный, а также приводили теорию материи-образа (сурат).

93 Sufism Within A Worldview Transformed by Science -

В космологии перипатетизма признается необходимость существования интеллектуальных (акли) и чувственно воспринимаемых вещей в соответствии с познавательными способностями разума и органов чувств. Впоследствии Сухраварди утверждал, что существуют творения, познаваемые силой воображения. Ибн Араби не только признавал существования царства воображения, но и расширил рамки области познания силы воображения, распространив ее на все творение. Согласно ему, области познания разума и воображения совпадают, но если познание смысла любой вещи на любой степени существования возможно с помощью силы разума, то познание проявления (зухур) – с помощью силы воображения. Таким образом, область охвата разума и воображения одинаковы, но их понимание отличается.

Таким образом, Ибн Араби примиряет суфийский опыт и научно-философские представления того времени, создав свою космологию. Согласно ему и его последователям, суфийский опыт корректирует метафизику перипатетиков и калама и разъясняет недоработанные моменты перипатетической космологии.

Исламосфера


Омер Тюркер – профессор, исследователь исламской философии, сотрудник факультета богословия Университета Мармара.

Комментарии