“Премия Джамиль”: исламское искусство всегда в тренде

Победители пятого международного конкурса «Премия Джамиль» показали, что современное исламское искусство может еще многое дать мировой культуре, считает редакция портала Middle East Eye.


Зачастую исламское искусство ассоциируется с великолепными архитектурными творениями прошлых столетий. Однако, если вы посетите музей «Виктории и Альберта» в Лондоне, то убедитесь, что мусульманские традиции занимают важное место и в современном искусстве. Лучше всего это можно увидеть на конкурсе «Премия Джамиль», который проходит раз в два года.

Премия была учреждена в партнёрстве с Art Jameel после реконструкции Зала исламского искусства британского музея The Victoria and Albert Museum, в котором выставляются работы участников. Целью новой экспозиции, представленной миру в июле 2006 года, является демонстрация богатого культурного наследия исламского мира.

Картинки по запросу marina tabassum

Марина Табассум / Источник: cccb.org

Непосредственно сам конкурс направлен на установление диалога между визуальными традициями ислама, представленными в экспозиции, и современной культурой, расширение представления об исламском искусстве и его значении в мире.

В этом году прошел пятый по счету конкурс, финалистами которого стали Марина Табассум и Мехди Муташар. Второе место было поделено между шестью конкурсантами.

Зачем бангладешцам свой собственный Тадж-Махал?

Мечеть Марины Табассум

Марина Табассум использовала свет, чтобы создать в мечети ощущение одухотворенности / Источник: Hassan Saifuddin-Chandan

Марина Табассум – 49-летняя женщина-архитектор из Бангладеша, которая представила на конкурсе свою работу “Мечеть Бэйт ар-Руф в Дакке”. Эта мечеть – словно прибежище от шума толпы и суеты столицы. Многие называют ее “духовной сенсацией”.

Строительство мечети было завершено в 2012 году. Для строительства были использованы самые простые материалы – цемент и кирпич. Более того, земля, на которой находится мусульманский храм, перешла архитектору по наследству от ее бабушки. В чем же заключается уникальность этой мечети? Дело в том, что в отличие от классических мечетей, здесь нет ни купола, ни минарета. В интерьере и экстерьера не использован декор. Свет проникает через специальные отверстия на потолке и стенах. Дакка – город с повышенной влажностью, поэтому Табассум разработала систему «перекрестной вентиляции» с использованием туннелей и открытых зон, которые позволяют беспрепятственно проходить потоку воздуха. Поэтому, приходя в эту мечеть, можно в полной мере почувствовать спокойствие и облегчение от городского напряжения.

Животные и растительные узоры в исламском искусстве.

Картинки по запросу mehdi moutashar artist

Мехди Муташар / Источник: middleeasteye.net

Модернизм по-европейски в скульптуре Мехди Муташара

Вторым победителем конкурса стал 75-летний иракский художник Мехди Муташар. В его уникальных работах в стиле абстракционизма исламское искусство Ирака гармонично переплетается с европейским модернизмом. Его творение под названием “Deux plis à 120” (Два сгиба на 120 градусов) представляет собой изображение черных металлических пластин, сложенных пополам и образующих причудливую геометрическую форму. Резкие линии и четко отмеренные формы напоминают европейские абстракции ХХ века. Вместе с тем композиция в целом явно похожа на арабскую каллиграфию.

Муташар изучал изобразительное искусство в Багдаде. Он рассказал, как был разочарован стереотипами людей об исламском искусстве:

«Многие люди считают, что исламская культура – это своего рода украшение. Но это не так, это нечто более глубокое, сложное и современное. В исламском искусстве, например, в каллиграфии или арабеске, пространство и точные измерения являются одним из основополагающих моментов. Например, если вы посмотрите на арабскую каллиграфию, то обнаружите, что … каллиграфы сначала делают замеры листа, и только потом начинают писать», – рассказывает Мехди Муташар.

Картинки по запросу emblem

Два сгиба на 120 градусов / Источник: twitter.com

Два столпа / Источник: Usman Javed

Другие победители также соединяют в своем творчестве исламскую традицию с европейским модернизмом. Так, например, картины иракской художницы Хайвы Кахраман представляют собой соединение идеалов красоты эпохи Возрождения с традициями миниатюры в иракских и персидских рукописях XIV столетия. Многие ее работы обращены к роли женщины в обществе.

Творчество коллектива Naqsh, состоящего из сестер Нисрин и Нермин Абу Дали, переосмысливает традиционное ремесло вышивки с помощью применения современных техник.

А вот Варда Шаббир в картине «Два столпа» использовала концепцию «сират аль-мустаким». Художница пыталась показать два пути, имеющиеся у человека, определяемые нашими собственными решениями. Применительно к Шаббир это произведение раскрывает ее собственный выбор, заключающийся в том, чтобы, идя против ожиданий ее окружения, заниматься своим любимым делом – искусством. Два столпа символизируют этот путь. Две живые изгороди расположены параллельно друг другу на фоне теплого оранжевого фона, символизирующего Лахор. В более широком смысле работа символизирует каждый из наших путей, ведущих к самопознанию.

Исламосфера

Комментарии