Придворное искусство Ильханидов

Хотя монгольские завоевания изначально принесли опустошение и повлияли на баланс художественного производства, они создали среду колоссального культурного обмена. После обращения Ильханидов в ислам и установления ими активной культурной политики в поддержку своей новой веры, мусульманское искусство на этих территориях снова расцвело.


Придворные Ильханидов носили дорогую одежду и аксессуары даже во время путешествий, когда они останавливались в роскошных шатрах. Богатством и великолепием отличался и их быт. Они окружали себя изысканными функциональными предметами, от подносов, кувшинов для хранения до осветительных приборов и умывальников. Некоторые из этих изделий могли быть частью дорожных вещей двора, но большинство можно считать частью дворцовой обстановки, которая заказывалась у лучших мастеров. У Ильханидов, как и у других восточных династий, существовали придворные мастерские, специализировавшиеся на изготовлении предметов роскоши. Но о них известно мало, поскольку только немногие сохранившиеся изделия имеют надписи с посвящениями или подписями мастеров. Сложные сосуды, инкрустированные серебром и золотом, и роскошная позолоченная керамика “ладжвардина”,  в декоре которой главная роль отведена краске цвета ладживарда (лазурита, получаемой из кобальтовых руд), должно быть, были привычным зрелищем для правителя и его окружения, а также для самых богатых людей в Ильханидском Иране и Ираке. Также часто использовались плитки, изготовленные в этой технике и расписанные белой, черной и красной эмалью и золотом поверх монохромной темно-синей или бирюзовой глазури. На ладжвардине, по-видимому, специализировались иранские гончары, жившие только в период Ильханидов, а после их правления она был заброшена.

Еще одной техникой, применяемой для изготовления предметов роскоши, была инкрустация металлом – золотом и серебром по латуни и меди. Она высоко ценилась и была дорогой. Мастера часто черпали вдохновение в новом визуальном языке, принесенном монголами. Этот визуальный язык способствовал проникновению в искусство региона таких мотивов, как дракон, феникс, пион, цветок лотоса и лирический образ лежащего оленя, или джейрана, глядящего на луну.  Лучшие художники двух известных центров металлообработки, Мосула и Шираза, вероятно, переехали в столицу Тебриз, чтобы работать на султанский двор.

Изображения предметов роскоши, драгоценностей и богатой одежды часто можно увидеть в иллюстрациях рукописей того периода, что свидетельствует об их существовании и фактическом использовании при дворе. Они являются хорошими примерами взаимосвязи между книжным и декоративным искусством.

Как Ильханиды вводили в обращение бумажные деньги.

Большой сосуд / Источник: Метрополитен-музей

Чаща / Источник: Метрополитен-музей

Закрытый сосуд / Источник: Метрополитен-музей

Драгоценности / Источник: Метрополитен-музей

Таз с фигурными изображениями / Источник: Метрополитен-музей

Исламосфера


Источник:

Stefano Carboni, Qamar Adamjee “Courtly Art of the Ilkhanids”

Комментарии