Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.)

Назначив наместником в Египет своего преданного сторонника Малика ибн Хариса аль-Аштара, Али ибн Абу Талиб (р.а.) написал ему письмо, которое, фактически, содержит основные принципы философии исламского государства, пишет Байрам Али Четинкая.


В первую очередь, народ должен иметь возможность осуществлять контроль над властью: «…люди взирают на тебя тем же взором, каким взирал ты на деяния наместников, бывших прежде тебя, и оценят тебя так же, как ты оценивал их, ведь, истинно, праведные распознаются по тому, что с соизволения Аллаха говорят о них Его рабы».

Правитель должен быть милостивым, соблюдать справедливость и заботиться о своих подданных. Также он должен избегать гордыни. «Остерегайся сопоставления (себя) с Аллахом в Его величии, уподобления Ему в Его могуществе, ведь Аллах унизит всякого превозносящегося, обесчестит всякого гордящегося», – пишет Али (р.а.).

Как Умар (р.а.) боролся за социальную справедливость?

Правитель должен заботиться о благе не элиты, составляющей меньшинство, а большинства народа: «…всеобщее недовольство аннулирует довольство избранных, в то время как недовольство избранных простительно во имя всеобщего блага». Вельмож Имам характеризует как неблагодарных и стяжательных, а простой народ называет «столпом религии и защитой от врагов».

Письмо Али ибн Абу Талиба наместнику Египта Малику аль-Аштару / Источник: abouteverythingifeel.blogspot.com/

Также Али (р.а.) советует Малику аль-Аштару быть осмотрительным в выборе советников и министров, предпочитать общение с людьми мудрыми и учеными. Али (р.а.) пишет и о делении общества на разные социальные группы – военные, судьи, сборщики налогов, торговцы и ремесленники. Задачей правителя является обеспечить гармоничное сосуществование этих взаимосвязанных групп: «Что же до воинов, то они, с соизволения Аллаха, суть крепость подданных, украшение наместников, мощь религии и пути безопасности, и не существуют подданные без их поддержки. И нет поддержки для воинов иначе как через взимаемое Аллахом для них из податей, откуда они черпают силы для войны с врагами, на чем стоит их (воинов) процветание, на чем держится поддержка их в нужде. Но нет поддержки для этих двух слоев иначе как в третьем слое, состоящем из судей, чиновников и писцов, которые издают суждения о договорах, собирают прибыли и на чье рассмотрение поручаются дела как общие, так и частные. И окажутся без поддержки они все вместе [перечисленные выше], не будь торговцев и ремесленников, к которым они все обращаются за самым необходимым, которые представляют товары на рынках своих, избавляя остальных от изготовления каждого своими руками лично ему необходимого. Затем следует низший слой нуждающихся и обездоленных, имеющих право на помощь и поддержку. И [по закону] Аллаха каждому из них надлежит доля в пропитании, у каждого право требовать у правителя столько, сколько нужно для его нормального существования, и не надлежит наместнику находить отговорку от обязанности, возложенной на него Аллахом в этом деле».

Мазари-Шариф: могила святого в афганской пустыне.

Управлять разными отраслями следует назначать людей компетентных и заботящихся о людях: «И да будут верховными командирами твоей армии те, кто стремится солдатам своим помогать, спешит деньгами их наделять, по возможности им и их семьям поддержку оказать, так что станет забота их единой заботой о войне с врагом». Также щепетильно надо подходить к назначению судей, наместников, сборщиков налогов, чиновников, назначая на эти должности людей справедливых и контролируя их.

Торговцы и ремесленники – это «источники прибыли, добытчики провизии», но и за ними необходим контроль, ибо «во многих из них (торговцев) поселилась узость мерзостная и жадность уродливая… И пусть будет торговля торговлей ровной: по весам справедливости, по ценам, не причиняющим обиды ни одной из групп — ни покупателям, ни продавцам».

Али ибн Талиб (р.а.) говорит о необходимости проведения социальной политики, заботясь об обездоленных и выделяя им средства из казны. «И пусть твое высокое положение не отвратит твоих от них помышлений, ведь не будет тебе извинения за малых дел оставление в том, что большими и важными делами ты был занят», – пишет он.

Картинки по запросу путь красноречия

“Путь красноречия” (Нахдж аль-Балага) – собрание проповедей, писем и высказываний Имама Али, соствленное ученым 10-го века Шарифом Рази / Источник: ozon.ru

Вместе с тем, заботы о государственных делах не должны отвращать правителя от главного – от поклонения Аллаху: «Пусть достойнейшая и наибольшая часть твоего времени отходит на то, что касается лишь тебя и Аллаха, хотя все описанные выше дела — тоже для Аллаха, если выполняешь ты их с благими намерениями».

Что касается международной арены, то правитель должен стремится проводить миролюбивую политику, но все же и проявлять осторожность: «И не отказывается от примирения, к которому призовет тебя враг твой, ведь для Аллаха в этом — довольство, ведь в примирении — твоему воинству отдохновение, от забот твоих передышка, для страны твоей безопасность, но берегись врага всяким остережением после заключения с ним примирения — ведь очень часто ищет враг того, чтобы ввести тебя в небрежение, так что будь осторожен и не поддавайся доброму впечатлению». Но договор, заключенный с врагом, следует соблюдать.

Абдул Гаффар-хан: основатель первой в мире ненасильственной армии.

Каждая цитата из этого письма представляет собой универсальный принцип, применимый и в наши дни. Заканчивает свое письмо Али ибн Абу Талиб (р.а.) следующим наставлением: «И вменяется тебе в обязанность памятовать о судьбе правителей справедливых, что были тебе предшественниками, о сунне превосходной и о наследии Пророка нашего — да благословит Аллах его и его род и да приветствует, — и об обязанностях, следующих из Книги Аллаха, чтобы руководствовался ты нашим примером, явленным в следовании им, и прилагал бы усилия в следовании за тем, о чем взял я с тебя договор в этом моем предписании, в котором представил я тебе свои доводы, чтобы не было у души твоей причины следовать за страстями своими».

Исламосфера

Комментарии