Психология богатства: исламский взгляд на личные финансы
Задолго до появления таких научных дисциплин, как психология, экономика и их союза, известного как «поведенческая экономика», Коран и сунна сформулировали экономические принципы, направленные на улучшение общества и объяснение психологических механизмов, влияющих на экономическое поведение людей.
Несовместимость неоклассической экономики и исламской психоэкономики
Неоклассическая экономика является доминирующим экономическим мировоззрением с конца XIX в. и является основой современного капитализма. Её можно определить как экономическую философию, которая в широком смысле фокусируется на спросе и предложении как основных силах, лежащих в основе производства, ценообразования и потребления товаров и услуг. Что еще важнее, неоклассическая экономика методологически индивидуалистична, предполагая, что личный интерес движет экономическим поведением и, как правило, исключает интересы других. Её следует рассматривать не просто как экономическую теорию, а как систему ценностей и мировоззрение, в основе которой лежит гедонизм. Уильям Стэнли Джевонс, один из самых влиятельных неоклассиков, утверждал: «Удовлетворить наши потребности максимально, прилагая наименьшие усилия… иными словами, максимизировать удовольствие – вот задача экономики». Неоклассическая экономика основывается на нереалистичных предпосылках, что человеку присущи: (1) безграничная рациональность; (2) безграничная сила воли; (3) безграничный эгоизм.
Всё это существенно отличается от исламской психоэкономики, согласно которой, во-первых, удовлетворение потребностей и желаний или максимизация удовольствий не могут быть конечной целью экономической деятельности. Во-вторых, согласно исламскому понятию собственности, истинным владельцем всего является Аллах. А то, чем владеет человек, лишь временно доверено ему. В-третьих, экономический индивидуализм далек от исламских представлений об общественном благосостоянии и общественных правах.
Сулейман ар-Раджхи: мультимиллиардер без денег.

Источник: Yaqeen Institute
Отношение к богатству в исламе
Во многих аятах и хадисах говорится, что люди любят богатство и жаждут его. Пророк ﷺ сказал: «Если бы у сына Адама была долина, полная золота, он хотел бы иметь две долины». Но ислам предостерегает от погони за богатством. Не ограничиваясь этим, он стремится переосмыслить наше отношение к нему, чтобы мы могли тратить его разумно, служа Аллаху.
Как уже отмечалось, неоклассическая экономика и капитализм исходят из того, что человек является истинным владельцем своего богатства и имущества. Однако в исламе истинным Владельцем всего является Аллах, а человек — лишь доверенное лицо или исполнитель, чья роль заключается в использовании богатства и активов так, как угодно нашему Господу.
В хадисе говорится: «Тот, кто сосредоточен только на этом мире, Аллах расстроит его дела и заставит его постоянно бояться бедности, и он не получит от этого мира ничего, кроме того, что ему предначертано. [Однако] тот, кто сосредоточен на будущей жизни, Аллах уладит его дела и сделает его довольным своей долей, и его удел и мирские блага непременно придут к нему». Этот хадис устанавливает основополагающий психологический принцип богатства в исламе: погоня за предполагаемой наградой в этой жизни (дунья) ведёт к финансовому беспокойству, тогда как погоня за истинной наградой в загробной жизни (ахира) ведёт к финансовому довольству. Эти хадисы призваны отгородить человека от присущей ему одержимой погони за богатством и освободить его для более благородных целей.
Ислам учит избегать как крайней скупости, так и чрезмерных трат. Описывая праведных верующих, Аллах говорит в Коране: «Когда они расходуют [средства], то не бывают ни расточительны, ни слишком скупы. Они соблюдают умеренность [в расходах]» (67-й аят суры «Аль-Фуркан»).
Однако, поскольку многие траты в жизни человека связаны с семьей, ислам рассматривает расходы на неё как вид благотворительности, если они совершаются с намерением угодить Аллаху.
Ислам поощряет мирское инвестирование с целью сохранения и приумножения богатства, поскольку человек выигрывает от роста своего благосостояния, а общество выигрывает от роста экономики благодаря успешным инвестициям. Вместе с этим он переосмысливает понятие инвестирования, переводя его в духовный план и заявляя, что лучшее вложение своего богатства – это инвестирование в будущую жизнь, т.е. трата на благотворительность. В одном хадисе сообщается, что Аиша принесла в жертву овцу. Пророк ﷺ спросил её: «Что от неё осталось?» Она ответила: «Ничего не осталось, кроме лопатки». Пророк ﷺ сказал на это: «[Осталось] всё, кроме лопатки».
Таким образом, вместо того, чтобы считать отданное на благотворительность как перестающее быть собственностью человека, его следует рассматривать как инвестицию, которую человек сохраняет для будущей жизни.
Потребительство и предупреждения от Милосердного Аллаха.

Источник: Yaqeen Institute
Психологические предубеждения, связанные с богатством и благотворительностью
Дефицит и бедность могут негативно повлиять на восприятие богатства. Дефицит — это не только нехватка ресурсов, но и образ мышления. Мышление дефицита — это субъективное представление о том, что чего-то не хватает. Человек с таким мышлением может чувствовать обиду, что лишен того, чего он желает и заслуживает. Это подталкивает его к пагубному экономическому поведению, такому как взятие процентных кредитов на покупку желаемого или азартные игры для быстрого обогащения. Кроме того, человек, считая, что средств и так недостаточно, отказывается от благотворительности.
Пророк ﷺ дал совет, как избавиться от чувства обделённости, сказав: «Сравнивай [себя] с теми, кто ниже тебя [в богатстве], и не смотри на тех, кто выше тебя [в богатстве]».
Кроме того, ислам учит, что богатство – это, по сути, не более чем испытание от Аллаха. Чтобы пройти его, надо быть благодарным за него, смиренным и разумно расходовать средства. Многие учёные считали испытание богатством более сложным, чем испытание бедностью. В Коране приводятся многочисленные притчи о тех, кто не выдержал его.
Теологический миф: Аллах вознаграждает верующих богатством
В Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, проявляя к нему щедрость и наделяя его благами, тот говорит: „Мой Господь проявил ко мне щедрость“. А когда Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: „Мой Господь унизил меня“» (аяты 15–16 суры «Аль-Фаджр»). В этих аятах опровергается распространенный миф о том, что Аллах возвеличивает людей, даруя им богатство, и унижает их, лишая их. В действительности же как богатство, так и его отсутствие – это испытания, которые никак не влияют на ценность человека в глазах Аллаха. Коран приводит нам в пример историю Каруна. Наш Господь ясно говорит: «Воистину, самый почитаемый из вас перед Аллахом — самый богобоязненный из вас» (13-й аят суры «Худжират»).
Такой подход опровергает ошибку капиталистического мышления, согласно которой «мои деньги принадлежат мне, потому что я их заработал», и миф о том, что Аллах возвышает людей, даруя им богатство.
“Почему у всех жизнь лучше, чем у меня?”: как защитить себя от опасности сравнения.

Источник: Zoya Blog
Мудрость Аллаха в распределении богатства
В Коране сказано: «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (27-й аят суры «Аш-Шура»).
Аллах не только дарует богатство или лишает его в качестве испытания, но и распределяет его в соответствии со Своей бесконечной мудростью, заботясь о благе людей.
Барака
Барака означает, что нечто получило божественное благословение и стало более продуктивным, эффективным, питательным или ценным. Это о нем говорится в хадисе: «Еды одного хватит на двоих, еды двоих хватит на четверых, а еды четверых хватит на восьмерых». Таким образом, ценность какого-то блага не фиксирована, а пропорциональна дарованной ему бараке.
Понимание этого принципа играет важнейшую роль в экономическом поведении верующего. Будучи убежден, что Аллах может благословить его халяльное богатство и лишить бараки харамное имущество, человек будет избегать обогащения недозволенными путями. Более того, осознание того, что благодаря благодати дарованные ему блага могут стать больше, утешает верующего в расходовании своего имущества так, как угодно Аллаху, поскольку только Он обладает способностью приумножить его.
Заключение
Мы отчаянно нуждаемся в экономической революции, поскольку неолиберальная экономика и капитализм разорили большую часть мира и разрушили окружающую среду. Мир, погрязший в эгоизме, нуждается в исламских психологических, духовных и экономических принципах для формирования нового финансового мышления. Умма должна признать, что она заражена болезнью капитализма, и начать меняться к лучшему, развивая пророческое отношение к богатству. Таким образом, сосредоточившись на инвестировании в загробную жизнь, мы должны стараться улучшить жизнь в этом мире для себя и всех окружающих.
Исламосфера
Источник:
Dr. Osman Umarji ‘Psychology of Wealth: An Islamic Perspective on Personal Finance’
