Раннеисламское жилище: ширмы и выступающие окна
Мы публикуем вторую часть материала боснийского автора Омера Спахича об исламском жилище и его неприкосновенности.
Действительно, ценности и положения Ислама, касающиеся частной жизни, неприкосновенности института семьи, скромности, всестороннего совершенства, отношений между противоположными полами, прав соседей и людей в целом, справедливости, праведности, доверия, равенства, эстетики, безопасности, человеческого достоинства, гостеприимства – эти и другие факторы сыграли важную роль в возникновении и эволюции концепции исламского жилища, которое представляет собой микрокосм исламской культуры и цивилизации. Кроме того, исламское жилище находится в эпицентре взлета и падения исламской цивилизации, так как именно оно составляет основу человеческой жизни.
Таким образом, не раньше, чем вышеназванные принципы, положения и нормы Ислама были воплощены в жизнь, уже начали появляться первые системы жилищного планирования и строительства, вдохновленные этими самыми принципами. Этот процесс начался во времена Пророка (САВ) в Медине, когда были созданы концептуальные рамки исламской архитектуры, а также ее первые фактические признаки, которые отражали пространственно-временное положение зарождающегося общества Медины. Особое внимание уделялось проемам домов, особенно окнам, которые отныне играли очень важную роль в исламском домостроении. Этот вопрос еще более усугублялся тем фактом, что Медина – да и все последующие мусульманские города – росла удивительно быстрыми темпами. Это привело к более тесному взаимодействию людей со зданиями. Создавались густонаселенные кварталы, в которых здания все чаще имели более одного этажа.
Например, во избежание нежелательного скопления людей в центре Медины, где находились мечеть Пророка и прилегающий к ней жилой район, а также чтобы не допустить развитие некоторых районов в ущерб другим, Пророк (САВ) не разрешил переезжать туда племени Бану Салама. Племя Бану Салама осталось жить у горы Сал, которая находилась примерно в полутора километрах от мечети Пророка (САВ). Услышав, что в окрестностях мечети Пророка все еще есть свободные участки земли, они захотели переехать на это место. Однако Пророк (САВ) вежливо отказал им, сказав: «О Бану Салама! Разве вы не знаете, что за каждый шаг (что вы делаете в направлении мечети, чтобы совершить молитву) вы получите награду?»
Халид ибн аль-Валид однажды сообщил Пророку (САВ) о том, что его дом слишком мал и не может вместить всю его семью. Пророк (САВ) ответил, что ему нужно построить больше комнат на крыше его нынешнего дома и просить Аллаха о достатке.
Исследователи установили, что в шестой год Хиджры в Медине насчитывалось примерно 800 домов, а в десятый год их число должно было вырасти до 2000-2500 домов. По этим же оценкам, на момент смерти Пророка (САВ) численность населения Медины, включая ее пригороды, составляла около 30 000 человек.
Появление окон и других проемов в стенах повлекло за собой внедрение других архитектурных решений, к которым все чаще и чаще прибегали люди. В их числе поднятие окон выше уровня глаз, установка временных и постоянных ширм, небольших лоджий, устройство центральных и боковых дворов, а также световых колодцев и вентиляционных шахт, чтобы обеспечить здание светом и нормальной циркуляцией воздуха.
В своей книге «История Лучезарной Медины» Мухаммад Ильяс даже утверждает, что каждый из домов Пророка (САВ) имел жилую часть, а также крошечный задний двор: «Задний двор был окружен ветвями пальм и необожженными кирпичами. В целях приватности они были завешаны одеялами из волос. Двери каждой комнаты (худжра) были сделаны не из деревьев дорогих пород, а просто завешивались одеялом. Таким образом, каждая худжра отражает смирение и скромность. Размер каждой худжры был примерно 5 × 4 метра, а размер заднего двора – 5 × 3,5 метра. Человек, находившийся в худжра, мог дотянуться до потолка рукой».
Примерно в это же время верхние этажи, особенно те, которые выходят на широкие улицы, ввиду отсутствия архитектурных альтернатив, таких как внутренние дворы, стали рассматриваться появляющимися мусульманскими архитектурами как возможность для расширения формы и характеристик дома. Иначе говоря, право людей дышать одним воздухом на широких улицах рассматривалось как право такого же порядка, как право использовать пустое пространство над этими улицами. Более того, мусульманские ученые и правоведы постановили, что владельцу дома наряду с пространством над домом принадлежат дверные проемы и открытые участки вокруг дома. Однако при этом должны были соблюдаться права соседей, а также запрещалось наносить вред (дарар) другим людям. Эти принципы Пророк (САВ) установил в период становления города-государства Медины.
Но владельцам тех домов, которые примыкали к узким улочкам, проходящих через компактные кварталы, а сами дома теснились друг на друга, было запрещено использовать пространство вокруг дома. Так что с самого начала этот вопрос стал очень острым. В результате появившиеся в последующем правовые сборники и кодексы по градостроению были загружены нормами, правилами и указаниями о том, как удовлетворить желание людей на право дышать одним воздухом и использовать пустое пространство над улицами и вокруг своих домов, не задев ничьих интересов.
Постепенное превращение исламской архитектуры из-за непрекращающегося взаимодействия с другими культурами и цивилизациями в достаточно сложное глобальное явление, и беспрецедентный уровень урбанизации в мусульманских городах ведет к дальнейшим исследованиям необходимости строительства жилых верхних этажей и проемов. Хотя это происходит скорее по соображениям целесообразности и необходимости, а не из-за сложившихся принципов и стандартов градостроительства. Идеи и талант мусульманских архитекторов были выведены на новый уровень. Таким образом, ряд изначально простых и прямолинейных решений, касающихся установки ширм, поднятия окон на уровень глаз, манипуляция с размерами, дизайном и положением стенных проемов, был обогащен идеей строить в верхних стенах заметно выступающую часть с окнами и отверстиями, а также без них. Это позволило бы раскрыть новый мир художественных и архитектурных возможностей. Эти выступы опирались либо на балки, выступавшие непосредственно из домов, либо на деревянные кронштейны.
Самые ранние выступы с окнами или без окон и другими отверстиями в домах назывались «асакир» (мн.ч. слова «аскар»). Однако это слово настолько архаично, что не упоминается даже в классических словарях. Вскоре выступы стали называться «аджниха» (мн.ч. джанах), что означает крыло дома или флигель. Возможно это случилось после того, как он стал постоянным элементом мусульманской жилой архитектуры в ходе ее эволюции.
«Асакир», затем «аджниха» были широко распространены уже в VIII веке, а, возможно, даже раньше. Подтверждением этого служит тот факт, что имам Малик ибн Анас, проживший всю жизнь и умерший в Медине в 795 году, как утверждается, купил дом в Медине, в котором был «аскар». Ибн аль-Касим (ум. 806), видный маликитский правовед из Египта, однажды, оправдывая использование «асакир» и «аджниха» в домах, примыкающих к широким дорогам, сказал, что их строительство было широко распространено в Медине, и что никто не был против этого. Тот факт, что Ибн аль-Касим сказал об этом, находясь в Египте, говорит о том, что та же традиция, с теми же названиями была хорошо известна и в Египте. Следовательно, в VIII-IX веках в ряде мусульманских культурных центров уже был накоплен большой массив юридических постановлений и приговоров, как реальных, так и гипотетических, касающиеся строительства и использования «асакир» и «аджниха». Один из разделов в своем основополагающем трактате о строительстве и градостроительных кодексах «Аль-Илан би Ахкам аль-Буньян» Ибн ар-Рами (ум. 734) озаглавил «Обсуждение выступов «асакир» и окон на улицах». Однако также существует мнение, что Имам аш-Шафии (ум. 820) был противником использования подобных новых архитектурных решений.
Регулярные ссылки на «аджниха» как на вполне сложившуюся традицию относятся также к X веку. Например, географ и путешественник Ахмад ибн Мухаммад аль-Макдиси (ум. 1000) в своей нашумевшей книге о мусульманской географии под названием «Ахсан ат-Такасим фи Ма’рифа аль-Акалим» («Лучшая классификация знаний о регионах») написал о мекканских домах, что они были «построены из черных, гладких и белых камней, а их верхняя часть была построена из кирпича. Многие из них имеют большие выступающие окна (аджниха) из тикового дерева и несколько этажей – высоких, побеленных и чистых».
Омер Спахич / islamicity.com
Доктор Омер Спахич, босниец, в настоящее время проживающий в Малайзии, является доцентом факультета исламских знаний и гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии (МИУМ). Он учился в Боснии, Египте и Малайзии. В 2000 году он получил докторскую степень в Малайском университете по исламской истории и цивилизации. Его научные интересы охватывают исламскую историю, культуру и цивилизацию, а также историю и теорию исламской архитектурной среды. В 2003 году его книга «Изучение исламской архитектурной среды» удостоилась награды МИУМ за лучшую публикацию, а в 2015 году его книга «Архитектура и общество» удостоилась Малайзийской национальной книжной премии. В своей статье он задается вопросом о причинах поразившей исламский мир духовной апатии и вестернизации, угрожающих не только мусульманскому культурному наследию, но и самому существованию исламской уммы.