Резьба по слоновой кости – дворцовое искусство исламского мира

Из-за своей редкости и дороговизны слоновая кость считалась роскошным материалом и обычно ассоциировалась с придворным искусством.


Так как через Аравийский полуостров проходили торговые пути из Африки и Индии, то здесь издавна торговали слоновой костью. Как можно понять из стихов поэтов доисламской эпохи, она считалась дорогим и ценным материалом. Передают, что среди личных вещей Посланника Аллаха (мир ему) был гребень из слоновой кости. Но некоторые считают, что он был черепаховый. Это послужило источником разногласий среди мусульманских ученых, относится ли слоновья кость к считающимися в шариате нечистым материалам или нет. Большинство ученых признавало ее чистой. Поэтому искусно выполненные изделия из нее получили широкое распространение в исламском мире.

Drawing Connections with Artstor's AP® Art History Teaching Resources - Artstor

Источник: Музей Лувра

Первые подобные изделия, изготовленные мусульманскими мастерами, стали появляться после завоевания Ирака и Египта. Хотя на первых порах они явно находились под сильным византийским влиянием, со временем ремесленники исламского мира выработали свои стили и техники.

A Gem of a Museum | The Copenhagen Book

Источник: Park Museerne

В IXXI веках на Ближнем Востоке, в Северной Африке и исламской Испании слоновая кость считалась редкостью, поскольку ее получали из ограниченных запасов слоновых бивней, которые привозили издалека. Ее прочная и гладкая текстура позволила легко вырезать сложные узоры, являющиеся характерной чертой исламского искусства. Поэтому слоновая кость была замечательным материалом для художественных целей. Эти обстоятельства способствовали тому, что изделия из нее, в первую очередь, использовались правителями и высшими слоями общества, которые могли позволить себе этот роскошный материал. Предполагается, что обладание им само по себе указывало на принадлежность владельца к элите. Некоторые подобные изделия были сделаны для членов правящих семей и знати, другие представляли собой подарки союзникам и друзьям. Поэтому на них вырезались, чаще всего, сцены и символы, относящиеся к дворцовой жизни, что еще больше подчеркивало высокий статус предметов.

Источник: Музей Виктории и Альберта

Прежде всего, на них помещались изображения самих правителей, в том числе и восседающих на троне в окружении свиты. Также такие предметы часто включали сцены охоты и дворцовых торжеств, которые были обычными занятиями исламской знати. Охота – это занятие, требующее умения, силы и мужества, поэтому могущественные исламские правители часто использовали охотничьи мотивы, чтобы символически отобразить свое превосходство и умение в управлении государством.

Источник: Музей турецкого и исламского искусства

Также изделия из слоновой кости часто украшались изображениями животных и птиц, символизировавших благородные качества, такие как львы или орлы. Популярными мотивом была композиция из львов, нападающих на газелей. Лев здесь обозначал самого султана или халифа, а его враги были представлены в виде слабой газели. В качестве жертвы мог фигурировать и бык. Тогда смысл изображения был таким, что хотя враги сильны, правитель способен привести их к повиновению.

Источник: Музей турецкого и исламского искусства

Своей вершины исламское искусство резьбы по слоновой кости достигло в Андалусии. Как и в государствах Омейядов, Аббасидов и Фатимидов, это искусство здесь использовалось также для оформления минбаров, дверей, инкрустации деревянных изделий, шкатулок для хранения драгоценностей и благовоний и множества других изделий. Центрами этого искусства были Кордова и Мадинат аз-Захра.

Источник: Музей турецкого и исламского искусства

Исламосфера

Комментарии