Резьба по слоновой кости в Андалусии: утонченность и совершенство

Резьба по слоновой кости в Андалусии достигла исключительного развития. До нас дошло несколько изделий такого рода, которые являются лучшими в Средневековье.


Резьба по слоновой кости начала появляться на Пиренейском полуострове во времена династии Омейядов при правлении Абд ар-Рахмана III (929-961) и получила исключительное развитие. До нас дошла группа из примерно 30 шкатулок, изготовленных в течение 100 лет, между 950 и 1050 годами. Эти экспонаты, хранящиеся в разных музеях Европы, представляют собой одни из лучших изделий из слоновой кости Средневековья.

Шкатулки представлены в двух видах. Это либо изготовленные из цельного бивня цилиндрические сосуды с отдельной крышкой, которые называют пиксис, либо прямоугольные коробки, сделанные из пластин. Такие изделия были предметами роскоши и использовались для хранения разных ценностей, таких как ювелирные изделия, мази, специи, благовония.

Предметы из слоновой кости в аль-Андалусе дарили высокопоставленным чиновникам, членам правящих семей, особенно сыновьям, женам и дочерям правителей, по важным случаям, таким как свадьба, рождение или достижение совершеннолетия. Также они преподносились халифами в качестве дипломатических даров. Поврежденный, но все еще красивый пиксис в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, например, был изготовлен в 970 году для главы сил правопорядка. Пиксис, сделанный в 968 году для аль-Мугиры, сына Абд ар-Рахмана III и младшего брата аль-Хакама II, ныне находится в Лувре. Он является одним из лучших сохранившихся образцов резьбы по слоновой кости в аль-Андалусе.

Резьба по слоновой кости – дворцовое искусство исламского мира.

Пиксис, сделанный в 968 году для аль-Мугиры, сына Абд ар-Рахмана III и младшего брата аль-Хакама II / Источник: Музей Лувра (Париж)

Большая часть поверхностей шкатулок покрыта тонкой резьбой, изображающей многогранные арки, растительные формы, мифических существ и людей. На них можно увидеть целые сцены придворных ритуалов, сражений или охоты.

Особое значение имеют арабские надписи, которые располагали между крышкой и корпусом шкатулки. Они часто сообщают имя художника, место, год и для кого она была изготовлена, и, таким образом, являются частью исторической хроники исламской Испании. Некоторые из них представляют общие добрые пожелания. В надписи на пиксисе из коллекции Испаноязычного общества Америки упоминаются мускус, камфара и амбра, предположительно, имея в виду потенциальное содержимое шкатулки.

Подставки для Корана как культурная традиция.

Пиксис, сделанный в Кордове (950-975 гг.) / Источник: Метрополитен-музей

Как правило, в средневековый период мало кто из ремесленников подписывал свои работы. Тем не менее, многие изделия из слоновой кости из Андалусии имеют подписи, что демонстрирует высокий статус резчиков. Мастера часто старались скрыть их. Например, Халаф, единственный резчик раннего периода, подписавший свою работу, спрятал подпись между петлями шкатулки. Мисбах, резчик по камню из Памплоны, вырезал свое имя крошечными арабскими буквами на платформе трона, которым он украсил свое изделие.

До нашего времени не сохранилось ни одного предмета из слоновой кости из аль-Андалуса, датируемого периодом после 1050 года. А те, которые можно увидеть в музеях, дошли до нас благодаря чистой удаче. Христиане, отвоевавшие Пиренейский полуостров, высоко ценили такие изделия, изготовленные мусульманскими мастерами. Они забирали их в качестве трофея и часто жертвовали церквям и монастырям, где их использовали в качестве реликвариев (вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение). Таким образом, по иронии судьбы, это высокое искусство мусульманского двора сохранилось благодаря тому, что его присвоили христиане.

Пеналы исламского мира в музейных коллекциях.

Исламосфера


Источник:

Shelia S. Blair «The Ivories of Al-Andalus»

Комментарии