Рибат – крепость, суфийская обитель, караван-сарай
На протяжении веков рибаты, которые первоначально были военными укреплениями, изменили свои функции, превращаясь в суфийские обители, караван-сараи, а иногда – политические центры. Существовали женские рибаты, пишет Исмаил Йигит для İslam Ansiklopedisi.
Слово рибат встречается и в Коране, и в хадисах. В ранние века ислама так назывались места на границах, где располагались войска и держали лошадей на случай военных действия. Солдат, находившихся в рибатах, именовали мурабитами. В этот период приграничные города, особенно на сирийском побережье, считались рибатом, а слова “джихад” и “рибат” использовались как синонимы.
Изначально рибаты представляли собой простые палатки, к которым были привязаны лошади, но постепенно они превратились в укрепленные сооружения. При Омейядах такие крепости и форпосты строились на границах северной Сирии и Ирака. После завоевания Северной Африки безопасность Средиземноморского побережья обеспечивалась рибатами. Особенно много строили их при Аббасидах. В Мавераннахре в военных целях стали использоваться стоянки на торговых путях, а в Туркестане – хозяйства в сельской местности, окруженные защитными стенами. Впоследствии многие из них превратились в рибаты. Арабский географ и путешественник X века Ибн Хаукаль пишет о многочисленных рибатах Сицилии. Столица острова Гоцо, входящего в Мальтийский архипелаг, до 1887 г. называлась Рабат, это указывает на то, что основана она была именно как крепость.
Тысячи крепостей Омана расскажут о славной истории этой страны.
Рибаты, построенные на средиземноморском побережье Палестины, использовались для спасения мусульманских пленников. Историк XIII в. Макдиси писал, что с их башен велось наблюдение за христианскими кораблями, перевозившими мусульманских пленных. Об их появлении сообщалось с помощью сигнальных фонарей. В таком случае быстро объявлялся сбор денег, которыми и выкупались пленные. Два из двадцати рибатов Палестинского побережья частично сохранились до сих пор.
В VIII веке подобные крепости стали строить и в приграничных городах восточной части исламского мира, таких как Мерв, Бухара и Самарканд. Вокруг некоторых из них, расположенных в Бухарской области, находятся могилы солдат, пришедших в этот регион с первыми исламскими армиями. Строительство рибатов продолжалось в эпоху Саманидов и Газневидов.
Хотя были рибаты, построенные богатыми мусульманами, в основном, их возводили за счет государства. Помимо военной подготовки, в таких крепостях большое внимание уделялось богослужению и занятиям религиозными науками. Мурабиты в свободное от несения службы время читали Коран, занимались поклонением и зикром, готовясь к джихаду. Рибаты вдоль границы использовались и как укрытие для людей при нападении врага. Также их строили на стратегически важных участках дорог для обеспечения безопасности.
Рибаты в Иране и Мавераннахре, вероятно, с конца IX в. утратили военный характер. С закреплением в этих регионов ислама и прекращением боевых действий военную подготовку в рибатах заменили зикр и аскетические практики. Развитие суфизма придало рибатам новую функцию, и они постепенно превратились в суфийские обители – текке, ханаки и завии, сохраняя в какой-то мере военный характер. Например, тарикат казеруния, основанный Абу Исхаком аль-Казеруни, при жизни шейха имел шестьдесят пять рибатов. Отряды, сформированные из дервишей, живших в этих рибатах, продолжали джихад, каждый год совершая походы в Византию, а также боролись с гебрами-огнепоклонниками. В то время, как рибаты превратились в суфийские обители, слово мурабит приобрело значение «дервиш».
С другой стороны, рибаты, построенные на торговых путях, превратились в караван-сараи. В период сельджуков в Иране было построено много рибатов типа караван-сараев.
Все это привело к тому, что со временем в Хиджазе, Ираке, Египте, Сирии и Палестине слово рибат стало использоваться в значении «суфийская обитель; приют для путников, сирот и паломников». Рибаты Мекки, упомянутые Ибн Баттутой и Фаси, были гостевыми домами для бедных. Примечательно, что согласно Ибн Баттуте, в рибате Сидре получают образование сироты. Такими же были все тридцать пять рибатов Багдада. В некоторых из них имелись библиотеки и регулярно и проводились уроки.
Какие уроки дают нам караван-сараи?
Как ясно из источников, некоторые рибаты были отведены для женщин. Первым из рибатов, где жили женщины-дервиши, был расположенный в городе Монастир в Тунисе. Такие заведения одновременно были местом приюта для жен, мужья которых были вынуждены временно покинуть их. Женские рибаты существовали во многих крупных городах, таких как Мекка, Каир, Багдад и Дамаск.
В Северной Африке религиозные движения, зародившиеся в некоторых рибатах, политизировались. Рибат, основанный Абдуллахом ибн Ясином в 1039-1043 гг. в Сенегале, заложил основу для создания государства Альморавидов (Мурабитун).
Рибаты сохраняли свое значение вплоть до XIX в. Мухаммад Белло, второй халиф государства Сокото в Нигерии, правивший в 1817-1837 гг., строил подобные крепости на северных, восточных и западных границах своей страны.
Исторический Багдад – Город Мира (Мадинат ас-Салам).
Исламосфера