Рикши Бангладеш и искусство их украшения

Дакка, столица Бангладеш и один из самых густонаселенных городов мира, была прозвана «столицей рикш».


В Дакку рикши попали из Калькутты, где они впервые появились ​​примерно в 1930 году. Новое транспортное средство вызвало любопытство у жителей Дакки, но поначалу не получило особой популярности. В 1941 году в Дакке было всего 37 рикш, в 1947 году стало 181. Но уже в 1998 году, когда население города превысило 8 миллионов человек, количество зарегистрированных велорикш составило 112 572. Считается, что общее их число вместе с незарегистрированными как минимум в два с половиной раза больше. Сейчас в этой сфере заняты сотни тысяч человек. Многие мигранты из других частей Бангладеш, прибывающие в Дакку каждый день, пытаются зарабатывать на жизнь в качестве водителей рикш.

Джингл-трак – “звенящие” грузовики Юго-Восточной Азии.

Отличительная черта рикш Бангладеш – это их украшение. Его даже выделяют в отдельный вид искусства, которое так и называется – искусство рикши или автоискусство. Это явление, в основном, городское, и возможно, восходит к 1950-м годам, когда на заднюю и боковую части этого транспорта стали наносить разные изображения.  Отмечают некоторое сходство тем и исполнения таких рисунков с рекламными щитами к фильмам, что можно объяснить тем фактом, что многие художники-рикши либо сами рисовали такие щиты, либо учились у художников, создававших их. Это искусство передается от устада (мастера) к ученику. Картины создаются готовыми эмалевыми красками, которые нельзя смешивать. Поэтому популярны яркие основные цвета, а само изображение является плоским, на нем нет теней и перспективы.

A tourist commission depicting one of the popular rickshaw designs.

В разных городах Бангладеш популярны свои мотивы. Например, рикши Дакки, в основном, украшены изображениями животных, природы и мотивами на темы фильмов. В городах, где население более религиозное, рисунки живых существ не поощряются. Поэтому в Читтагонге, например, распространены пейзажи и цветочные мотивы, а козырьки рикш в Комилле окрашивают в темно-синие или зеленые цвета и наносят на них изображения минаретов или цветов со словом «Аллах».

Фантастическая реальность Омара Гилани.

Другие популярные рисунки – Тадж-Махал, сцены из фильмов, портреты кинозвезд, идиллические пейзажи сельской Бенгалии с откормленными курицами, безмятежными коровами, кокосовыми пальмами, аккуратными хижинами и ручьями. Также часто встречаются исламские мотивы, такие как мечети и крылатый конь Бурак. Нередко художники создают рисунки на актуальные  и злободневные темы.  Например, в начале семидесятых годов были популярны сцены сражений между муктиджода (борцами за свободу) и пакистанской армией. Сейчас все чаще, особенно на авторикшах, появляются сцены футуристических городов, самолетов и других видов транспорта. Искусство рикш также отражает процесс глобализации, который происходит сегодня во всем мире, например, одно время на рикшах можно было увидеть даже портреты Усамы бен Ладена.

One of the bustling streets of Dhaka, Bangladesh.

Искусство рикши включает и другой декор, такие как аппликация на козырьке повозки и латунные вазы с пластиковыми или бумажными цветами.

Человек, который полстолетия каждый день сажал по дереву.

Если одни относятся к искусству рикши свысока, другие воспринимают его как форму народного творчества или называют живым поп-артом Бангладеш. С одной стороны, сейчас оно завоевывает все большее признание (коллекция картин рикш была передана Национальному музею Бангладеш, также в стране существует неправительственная организация, которая занимается популяризацией этого искусства), с другой – находится под угрозой исчезновения. Сейчас многие предпочитают не заказывать роспись своих рикш художникам, а приклеивать готовые постеры. Поэтому мастеров, занимающихся этим искусством, становится все меньше и меньше.

A rickshaw adorned with flowers.

Yousuf working on a wildlife scene for a rickshaw.

A rickshaw cemetery in Bangladesh.

Colorful rickshaws in Bangladesh.

Bonjo painting a lily at his workshop in Chittagong, Bangladesh.

Left: The busy capital of Dhaka filled with rickshaws; Right: A rickshaw workshop.

Bonjo at his workshop in Chittagong, Bangladesh.

Yousuf holds up a tourist commission, something he has started to do since rickshaw art became less profitable.

Paints and pots—an artist's arsenal at a workshop in Chittagong.

A sewing workshop in Bangladesh.

Исламосфера

Фотографии Антона Бурмистрова.

Комментарии