Рустам в исламской литературе

Подобно Индре, Гераклу, Прометею в других культурах, Рустам занял свое место в иранской культуре исламского периода как самый известный мифический герой, вдохновив множество литературных произведений.


Рустам, Рустам-и Зал – легендарный герой иранского народа и персидской мифологии, увековеченный в «Шахнаме» Фирдоуси. Хотя это главное произведение, посвященное ему, Фирдоуси не изобретал данного персонажа. Истории о Рустаме были популярны еще в VII веке и возникли гораздо раньше, вероятно, на восточных ираноязычных территориях. Но благодаря «Шахнаме» Рустам, который всегда побеждает и стоит на стороне добра, занял место самого известного и влиятельного легендарного героя в иранском мире, культуре и литературе. Он личность, сочетающая в себе черты всех героев национальных героических историй. Рустам упоминается практически во всех исторических и легендарных произведениях, написанных в последующие эпохи, и в персидской культуре стал символом мужества, бесстрашия и готовности прийти на помощь слабым. Кроме того, он превратился в воплощение образа богатыря на всем Ближнем Востоке, а его имя стало нарицательным. Восхваляя военачальников, героев и правителей, их сравнивали именно с Рустамом.

undefined

Источник: Wikipedia

Существовали и некоторые легенды о Рустаме, которые не были включены в «Шахнаме». По их мотивам разные авторы создавали свои произведения. Например, в «Бану Гушасбнаме» рассказывается о том, как Рустам отдает одну из своих дочерей, Бану Гушасб, Гиву, сыну Гударза. В «Барзунаме» Атаи Рази приводятся истории о правителях из рода Рустама, в «Джахангирнаме» – о приключениях Джахангира, сына Рустама. Большой известностью пользовался посвященный Рустаму эпос «Дастан-и как-и кухзад». Одной из историй об этом герое является относящийся к XII в. «Дастан-и Шабранг». Его содержание составляют сражения Рустама с дивами Мазендерана, в частности, с сыном Белого Дива Шабрангом.

undefined

Источник: Wikipedia

Мифические герои Древнего Ирана получили широкое распространение в суфийской литературе в более поздние периоды, в частности, в историях о пророках, и превратились в определенные символы. Это касается и Рустама. Например, в суфизме получила свою интерпретация его битва с Белым Дивом. Санаи Газневи был первым поэтом, который придал этой истории суфийский смысл, поняв ее как аллегорию борьбы человека (салика, путника, странствующего по пути тасаввуфа) со своим низшим «я» (нафсом). Подобные интерпретации и различные аллюзии можно в изобилии увидеть в стихах суфийских поэтов.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Кроме того, в персидской суфийской литературе, которая в значительной степени основана на классических персидских традициях и иранской мифологии и находится под их сильным влиянием, Рахш, конь Рустама считается важным инструментом в создании некоторых возвышенных смыслов и формировании определенных идей.

undefined

Источник: Wikipedia

Произведения о Рустаме продолжали создаваться и в более поздние периоды. Например, знаменитый иранский поэт и писатель Малек ош-шоара Бахар (1886-1951) написал «Рустамнаме», вдохновленное приключениями Рустама. В нем этот герой, обладая бессмертием и сверхчеловеческими качествами, попадает в XX век. С помощью его образа автор высмеивает многие из перекосов и дурных привычек иранского общества своего времени.

Исламосфера


Источник:

NİMET YILDIRIM ‘RÜSTEM-İ ZÂL

Комментарии