Садр ад-Дин Кунави – один из самых влиятельных суфийских мыслителей XIII в.

Персидского философа и суфия Садр ад-Дина Кунави, ученика и пасынка Ибн Араби и друга Мевляны, называют одним из самых влиятельных суфийских мыслителей своего времени.


Садр ад-Дин Кунави родился в Малатье примерно в 1209 г. Его отец Маджд ад-Дин Исхак был выдающимся суфием и ученым, и одновременно – чиновником высокого ранга в Государстве Сельджуков. Передается, что когда Садр ад-Дину было 9-10 лет, его отец умер, а мать вышла замуж за знаменитого мыслителя Мухйиддина ибн аль-Араби. Свое образование, как религиозное, так и суфийское, юноша получал у отца, а потом – у отчима, став самым выдающимся последователем учения о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд) после Ибн Араби. Также он был близким другом другого прославленного уроженца Коньи – Мевляны Джалал ад-Дина Руми. Кроме того, ученый переписывался с персидским астрономом, математиком и механиком XIII в. Насир ад-Дином Туси. Он получил прозвище аль-Коневи, так как в 1241 г., спустя какое-то время после смерти аль-Араби, поселился в Конье, которая в то время была одним из важнейших культурных центров региона. Будучи обеспеченным человеком, мыслитель устраивал у себя дома в этом городе собрания ученых, создав своего рода академию.

Ибн Араби – учитель парадоксов, поменявший облик исламской культуры в мире.

Мечеть и гробница Садр ад-Дина Кунави в Конье / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В основе философии Садр ад-Дина Кунави лежит «ильм аль-илахи», т.е. метафизика. Как и Ибн аль-Араби, он был последователем концепции «единства существования» (вахдат аль-вуджуд), но в ее интерпретации придерживался иной позиции, чем его учитель. Согласно ему, представления о Боге у людей сначала возникают субъективно и только потом становятся объективными или приобретают онтологический характер. Дискуссии по этой теме он вел в переписке с ат-Туси. Садр ад-Дин Кунави в этих письмах отвергает мысль о том, что Аллаха можно познать с помощью разума, он заявляет, что истинную сущность Аллаха знает только Он Сам, и критикует философов. Аллах со Своей сущностью и сущностными качествами всегда останется непознаваемым для человека. Бесконечность не может быть познана с помощью конечного знания. Поэтому рассуждения об Аллахе, основанные на физике или логике, не могут быть ясными и приемлемыми. Но человек должен размышлять об Атрибутах и Именах Аллаха, стараясь уменьшить немощность своих знаний о Нем. Таким образом, Кунави полностью придерживался учения ислама в своих взглядах. Он всегда приводит в качестве доводов аяты Корана, хадисы и высказывания суфиев прошлого.

Среди учеников аль-Кунави был выдающийся персидский астроном, математик, философ и суфий Кутб ад-Дин Ширази, который составил комментарии (шарх) к трактату Сухраварди «Мудрость озарения». Другим его известным учеником был персидский суфий, поэт и писатель Фахр ад-Дин Ираки.

На какие вопросы современного мира дает ответы Мевляна?

Первые две страницы труда Садр ад-Дина Кунави “Шарх аль-асма аль-Хусна” / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Садр ад-Дин Кунави является автором многочисленных трудов, главным из которых называют «Мифтах аль-гайб ва-ль-джам’ ва тафсилуху». В этой книге он поднимает вопросы, связанные с классификацией наук, подчеркивая, что метафизика – это тоже наука. Согласно Кунави, предметом метафизики является существование Бога.

Умер Садр ад-Дин Кунави в Конье в 1274 г. Сейчас в этом городе имеется его мечеть и гробница.

Самые популярные места религиозного туризма в Турции.

Исламосфера

Комментарии