Саид Абдуллах Шах – святой Найроби
Распространение ислама в Найроби, столице Кении, связано с именем Шейха Саида Абдуллаха Шаха, который прибыл сюда из Индии в конце XIX века, пишет Муаззам Мир.
Эта болотистая территория была необитаема, пока в 1899 году здесь не была построена станция снабжения Угандийской железной дороги – небольшой склад и лагерь. Ничего более этого не предполагалось, Найроби был всего лишь одним звеном в цепи таких станций. Но поселение, вопреки всем ожиданиям, зажило собственной жизнью. К 1900 году город состоял из одной улицы, а в лачугах на равнине около него обосновались рабочие, строящую железную дорогу, – в основном, привезенные из Индии. Найроби стал чем-то вроде «Дикого Запада» африканской глубинки. Сюда стекались сомнительные личности со всех уголков страны, процветала проституция. Была распространена и расовая сегрегация. Лучшие земли в регионе были зарезервированы для европейских поселенцев, остальные предоставлялись индийским (включая мусульман) железнодорожным рабочим, а самые худшие отдавали коренным жителям. В Найроби были часты эпидемии. В 1902 году в городе вспыхнула бубонная чума, через год это произошло снова. Только в 1913 году в Найроби было зарегистрировано 14 000 случаев малярии. Назревали проблемы и религиозного характера. Среди индийских мусульманских рабочих, подавляющее большинство из которых были суннитами, распространялось неортодоксальное учение, провозглашающее, что в Индию был послан новый пророк. К 1917 году его проповедники сформировали ассоциации, обращая мусульман на свой путь. Такова была среда, когда здесь появился человек, которому было суждено заслужить славу святого Найроби.
11 октября 1898 года в Момбасе пришвартовалось судно, на борту которого находился Саид Абдуллах Шах, выходец из афганской семьи, ведущей свое происхождение от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Прибыв в Восточную Африку с целью да’вата (исламского призыва), он в конечном итоге обосновался в Найроби, где начал вести дебаты с проповедниками нового учения. Благодаря своим знаниям, набожности и харизме, Саид Абдуллах Шах помог многим людям принять ислам.
Кван Ли – китайский мусульманский святой острова Бали.
Сохранились предания о его чудесах. Согласно одному из них, однажды шейх созвал лидеров нового учения на публичное собрание в городе Момбаса. Затем он вознес дуа (молитву) о том, чтобы тот, кто находится на правильном пути, не пострадал от яда, и, к изумлению толпы, выпил пузырек с отравой, которая не повредила ему, в то время как его оппоненты отказались принять вызов.
Один из очевидцев в 1942 году рассказывал, что некая Хакам Биби (которая была его матерью) из Найроби заболела – ее рвало кровью. Два известных врача не смогли поставить диагноз, и прогнозы были самыми мрачными. Саид Абдуллах дал женщине молитвенный амулет и велел спать. После пробуждения все симптомы исчезли, но амулет увеличился в весе.
По мере того, как его слава росла, все больше мусульман разных национальностей посещали построенную шейхом в Найроби новую мечеть Джамия. В мечети проводились занятия на урду, арабском, сомалийском языках и суахили – это был прогрессивный шаг, который привлек к исламу многих представителей коренного населения региона. Саид Абдуллах на основе своей личной коллекции создал здесь большую библиотеку, которая сохраняется и сейчас. Она стала значительно крупнее и проводит разную деятельность, в том числе организует компьютерные курсы для самых бедных жителей города. Таким образом, и мечеть, и Саид Абдуллах стали средоточием ислама в Найроби.
При жизни Саид Абдуллах был известен своим аскетизмом. Он жил в худжре (небольшом жилище) рядом с мечетью и спал на полу. Хотя шейх посвятил себя поклонению Аллаху, это не заставило его сосредоточиться только на делах духовных. Он был в курсе текущих событий и ежедневно читал утреннюю газету, держа руку на пульсе мира. Саид Абдуллах совершил хадж в общей сложности 27 раз, беря с собой мусульман из новых поселений. Местная газета посвятила его паломничеству целую статью, что очень необычно для колониальной эпохи.
Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам.
Всю жизнь занимаясь служением мусульманской общине, во время своей последней болезни шейх выразил желание, чтобы его похоронили на кладбище Баки в Медине. Следуя его завещанию, после его кончины тело Саида Абдуллаха погрузили в легкий самолет, чтобы доставить на священную землю. Когда воздушное судно останавливалось для дозаправки в Кисуму (Кения), Сороти (Уганда), Джубе, Малакале и Хартуме (Судан), каждый раз пилот поворачивал его в сторону Мекки, так как собирались толпы мусульман, чтобы прочитать погребальную молитву, выстроившись лицом к самолету.
Тело святого прибыло в Медину в пятницу утром 18 апреля 1952 года. Тысячи людей присутствовали на обрядах, связанных с его погребением, после чего шейх был похоронен на кладбище Баки. Согласно преданиям, его могила находится рядом с захоронением Усмана ибн Аффана.
История Саида Абдуллаха Шаха показывает нам, как один человек Божий может повлиять на целый регион. Найроби продолжал процветать и расти, став сегодня самым оживленным мегаполисом Восточной и Центральной Африки. Сам шейх здесь почитается как великий святой, а основанная им мечеть остается маяком ислама не только в городе, но и во всем регионе.
Да помилует Аллах душу Саида Абдуллаха Шаха и даст ему воссоединиться с благодарной кенийской общиной под знаменем Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) в День Воскресения.
Таинственный святой и воин Гази Миян.
Исламосфера