Салман Рушди повторяет тезисы Израиля, оправдывая ужасы в Газе

Салман Рушди мог бы признать несправедливость 76-летней израильской колонизации и лишения прав палестинцев. Вместо этого он предпочел заявить о поддержке жесткой позиции правых, которую когда-то осуждал, пишет Габриэль Полли.


Изучение жизни и творчества Салмана Рушди позволило мне заметить одну из трансформаций, произошедших с ним. Касается она палестинского вопроса. В мае этого года в интервью немецкой телекомпании Rundfunk Berlin-Brandenburg писатель осудил студенческие протесты солидарности с Палестиной как «скатывающиеся в антисемитский дискурс … во многих случаях», и отверг призывы к культурному бойкоту Израиля.

Он заявил: «(Хотя) любой нормальный человек может быть шокирован тем, что происходит в Газе сейчас, количеством невинных смертей, я думаю, демонстранты могли бы также упомянуть ХАМАС. Потому что все началось с него. А ХАМАС – террористическая организация». Салман Рушди продолжил: «Я выступал за палестинское государство большую часть своей жизни, но если бы сейчас оно существовало, им управлял бы ХАМАС, и у нас было бы государство, подобное Талибану (запрещенная в РФ организация). Государство-сателлит Ирана. Это и есть то, что прогрессивные движения западных левых хотят создать?»

Высказывания Рушди соответствует консенсусу произраильских политических элит Запада, нигде так ярко не выраженному, как в Германии, стране, где у него брали упоминаемое интервью.

Чьим орудием является Салман Рушди?

Making sense of the war on Gaza: Nine reads to help you understand the Palestinian plight | Middle East Eye

Источник: AFP/Mohammed Abed

Он мог бы отдать дань уважения студентам, которые рисковали своей учебой и будущей карьерой и столкнулись с насилием со стороны полиции и произраильских протестантов в ответ. Мог бы признать несправедливость 76-летнего израильского апартеида, колонизации и лишения прав палестинцев, а не утверждать, что «все это началось» с нападений ХАМАСА 7 октября 2023 года.

И он мог бы более решительно выступить против ковровых бомбардировок Израилем Газы, устроенного им голода и разрушением всех университетов, наряду с убийством десятков тысяч палестинцев. Вместо этого он просто повторил пустые тезисы Израиля, основной целью которых является оправдать ужасающие разрушения в секторе.

Рушди не всегда так пренебрежительно относился к палестинскому делу. Свидетельством этого выступает его беседа с палестино-американским политическим активистом и культурным критиком Эдвардом Саидом, состоявшаяся в Лондонском институте современного искусства (ICA) в сентябре 1986 года. Во время этой беседы Салман Рушди похвалил вышедшую незадолго до этого мощную лирическую книгу Эдварда Саида «После последнего неба: жизни палестинцев» («After the Last Sky: Palestinian Lives»), описав ее как «страстное и трогательное размышление о перемещении населения, лишении земли, изгнании и идентичности». Также он пожаловался на «трудность любой критики сионизма без немедленного обвинения в антисемитизме».

Накба – бесконечная драма Палестины.

Эдвард Саид / Источник: National Review

Хотя эта трудность осталась той же, взгляды самого писателя, безусловно, изменились. За годы, прошедшие с издания «Сатанинских стихов» в 1988 году и выхода фетвы аятоллы Хомейни, объявляющей книгу еретической и призывающей к убийству автора, Салман Рушди превратился в звезду для западных политиков, придерживающихся исламофобской и империалистической позиции. Он поддержал вторжение американцев в Афганистан и Ирак и стал ключевой фигурой в стане неоконсерваторов и правых агитаторов, которые утверждали, что ислам представляет угрозу, а Запад – превосходящую его цивилизацию.

Любопытный аспект этой истории заключается в том, что после издания фетвы аятоллой Хомейни, десятки интеллектуалов из исламского мира, в том числе палестинских, встали тогда на защиту Рушди от посягательств на его свободу слова и безопасность.

Сборник «Для Рушди: эссе арабских и мусульманских писателей в защиту свободы слова» (For Rushdie: Essays by Arab and Muslim Writers in Defense of Free Speech), вышедший в 1994 году, включал материалы нескольких палестинских авторов, в том числе Махмуда Дарвиша, Эмиля Хабиби и Эдварда Саида.

Эссе «Да будет так» палестинского режиссера Мишеля Хлейфи сохраняет, пожалуй, наибольшую актуальность. Заявив, что он «против двойных стандартов», автор отмечал, что поддержка «полной и абсолютной свободы выражения мнений, уважения достоинства» также должна означать поддержку «освобождения народа, и палестинский народ также имеет право на достоинство». Хлейфи писал: «Меня беспокоит один вопрос: эти политики, религиозные лидеры, эти люди, стоящие у власти, забыли ли они, что когда-то были молоды, что у них были мечты, сомнения и все другие проблемы с внешним миром?»

Разграбление Палестины: как Израиль присваивает палестинское наследие и культуру.

Мишель Хлейфи / Источник: Senses of Cinema

Вместо того, чтобы выдвигать гипотезы о том, какую форму может принять палестинское государство, и, в конечном счете, повторять те же аргументы, которые Биньямин Нетаньяху и бесчисленное множество других израильских политиков, сотрудников службы безопасности и комментаторов приводят для оправдания своего отрицания свободы Палестины и бессрочного сохранения оккупации, Рушди мог бы прислушаться к подрастающему поколению палестинцев.

Журналисты из Газы, такие как Бисан Овда и Мотаз Азаиза, а также поэт из Восточного Иерусалима Мухаммад аль-Курд, вряд ли являются рупорами государства, подобного Талибану (запрещенная в РФ организация). Скорее, они выражают мечты и разочарования палестинской молодежи, которая всю свою не такую уж длинную жизнь не знала ничего, кроме оккупации, апартеида, а теперь и геноцида.

Жаль, что Рушди с его потрясающим воображением не может представить себя на месте этой палестинской молодежи. Также он не может представить свободную Палестину, независимую, мирную и процветающую. Писатель отстает даже от многих западных правительств, таких как ирландское, норвежское, испанское, которые признали Палестину, и все чаще повторяет жесткую позицию правых, которую когда-то осуждал.

Название Палестины: развенчание сионистского мифа.

Gabriel Polley | Middle East Eye

Габриэль Полли / Источник: MEE

Исламосфера


Габриэль Полли – историк, писатель и активист. Защитил докторскую диссертацию по палестиноведению в Эксетерском университете. В 2022 году вышла его первая книга «Палестина в викторианскую эпоху»

Комментарии