Саман – «танец тысячи рук», созданный для распространения ислама

Истоки самана можно проследить до XIII века, и они связаны с распространением ислама на индонезийском острове Суматра, сообщает Mizan Project.


Cаман или «танец тысячи рук» является частью культурного наследия народа гайо провинции Ачех на Суматре (Западная Индонезия). Считается, что он получил свое название в честь исламского ученого XIII века из Гайо по имени Шейх Саман, который включил исламские элементы в народный ритуал как способ проповедования новой веры среди местного населения.

Ваянг – древнее искусство, использовавшееся для распространения ислама.

Традиционно саман исполняют 9 или 11 юношей (всегда в нечетном количестве), которые выстраиваются в шеренгу, стоя на коленях. Посередине становится шейх, который руководит танцем. Он начинает с обращения к Аллаху тихим голосом. Склонив головы и вытянув ладони вперед, танцоры начинают плавно покачиваться в заданном им ритме. Произнося стихи, шейх дает им сигнал ускорить темп и добавить движения рук, а также хлопки в ладоши, по груди и бедрам. По его сигналу темп снова увеличивается, и танец ускоряется. Танцоры поднимаются и опускаются на колени и раскачивают головами взад-вперед и из стороны в сторону, хлопая себя по груди и бедрам под аккомпанемент вокала (традиционно танец исполняется без музыкальных инструментов). Достигнув пика, действие замедляется, и танцоры возвращаются к медитативным движениям, с которых начинали, и медленно останавливаются.

Saman | Mizan, Culture in Muslim societies and throughout the Islamic world

Источник: Mizan Project

Саман – интересный пример сочетания местной народной традиции с более широким религиозным контекстом. В танце присутствует целый ряд элементов, содержащих отсылки к намазу. Танцоры сидят на коленях, что символизирует подчинение. В одном из движений они вытягивают ладони вперед, что напоминает исламскую молитву (дуа). Хлопки в грудь обозначают смирение, а склонение головы к земле можно рассматривать как отсылку к земному поклону (саджда).

Секатен – индонезийский Мавлид, поспособствовавший распространению ислама.

Вокальные атрибуты танца представляют собой песнопения на арабском языке и языке гайо. В обращении к Аллаху в начале танца слышны отголоски шахады: «Ля иляха илля Аллах» («Нет бога, кроме Аллаха»). На протяжении всего представления шейх инициирует различные движения танца, декламируя строки из народной поэзии на языке гайо. Стихи часто содержат наставлениями по благовоспитанному поведению и окрашены ссылками на природные объекты, с которыми местные жители сталкиваются в своей повседневной жизни: «Цветок гуавы, пожалуйста, расти быстрее и научись плести циновки».

Источник: Pinterest

Саман обычно исполняется по особым случаям как в религиозной, так и в светской обстановке. Обычно он является центром таких торжеств, как свадьбы, местные фестивали или Мавлид.

Второе по величине собрание мусульман после хаджа проходит в Бангладеш.

В последние годы саман претерпел ряд изменений, поскольку приобрел популярность за пределами своей исторической родины. Если традиционно его исполняли только мужчины, то сейчас можно увидеть и женские или разнополые труппы. Число танцоров также увеличилось, что привело к появлению все более сложных танцев и даже фестивалей и конкурсов самана. В 2011 году состоялось исполнение самана группой из 5000 человек. Этот рекорд был побит в Ачехе в 2017 году, когда 10 000 танцоров приняли участие в крупнейшем на сегодняшний день танце саман.

По иронии судьбы, популярность танца привела к тому, что ему угрожает потеря оригинальности. Это побудило ЮНЕСКО в 2011 году включить его в «Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране».

Исламосфера

Комментарии