Самарра – город роскоши Аббасидских халифов
Аббасидские халифы не жалели средств, чтобы построить роскошный город с величественными зданиями и жилыми кварталами, отличающимися монументальностью и богатым декором. Самарра оказала влияние на архитектуру всего мусульманского мира и продолжает вдохновлять архитекторов в наши дни.
Халиф Аббасидов аль-Мутасим би-Ллах основал Самарру в 836 году, хотя существуют некоторые свидетельства наличия там поселений в доисламский период. Ранее двор Аббасидов располагался в Багдаде, но напряженность с армией вынудили халифа перебраться на север и построить новую столицу.
Большая мечеть в Самарре находится на грани исчезновения.
Город, возведенный аль-Мутасимом, включал жилые кварталы, казармы, различные правительственные учреждения, соборную мечеть и роскошный дворец, известный как Дар аль-Хилафа. Город расширился при преемниках аль-Мутасима. Халиф аль-Мутаваккиль построил Великую мечеть и дворцовый комплекс Балкувара, а после основал новый город под названием Мутаваккилия непосредственно к северу от Самарры. Убийство этого правителя в 861 г. стало поворотным моментом в истории города. Спустя некоторое время после этого в 892 г. столица была возвращена в Багдад. Самарра резко потеряла свое значение, но оставалась важным духовным центром для мусульман-шиитов, так как здесь находится мечеть аль-Аскари, или Золотая мечеть, которая служит мавзолеем для десятого и одиннадцатого имамов, Имама Али аль-Хади и имама Хасана аль-Аскари. Поскольку город так и не вернул себе былую известность, большая часть его строений ветшала и разрушалась, и так и не была восстановлена. В 1910-х годах начались раскопки исторических районов.
Планы дворцов, мечетей, особняков и садов Самарры отражают богатство и ресурсы империи Аббасидов. Здесь были построены дворцовые комплексы беспрецедентных размеров, значительно превышающие возведенные предшествующей династией, Омейядами. Мечети Самарры также потрясающе велики. Великая мечеть (37 440 квадратных метров) по площади более чем в два раза превышает Великую мечеть Дамаска (15 642 квадратных метра). Особую известность получил спиралевидный минарет этого храма, возвышающийся на высоту 50 метров.
Керамика в исламской цивилизации.
Период Аббасидов был эпохой интеллектуального и технологического прогресса, что нашло отражение в архитектуре Самарры. При раскопках были обнаружены потрясающие образцы резного лепного орнамента, которым оформляли здания. В качестве архитектурного украшения в городе использовались две редкие технологии: полихромная плитка с глянцевой росписью и миллефиори, разновидность мозаичного стекла. Ни одна из них не была широко засвидетельствована в археологических исследованиях раннего ислама. Миллефиори в ранний исламский период использовалась только для изготовления сосудов, а глянцевая роспись в то время представляла собой ноу-хау в керамике, разработанное в Ираке.
В Самарре были обнаружены и другие оригинальные формы стеклянных украшений, в том числе фигурная инкрустация, напоминающая маленькие драгоценные камни, непрозрачные фиолетовые плитки и даже фрагменты надписи на стекле, возможно, напоминающие надписи на стеклянной мозаике в зданиях Омейядов, таких как Купол Скалы. Оригинальное использование стекла и применение новейших технологий остекления в убранстве дворцов Самарры отражает статус Ирака в ранний период Аббасидов как центра крупнейшей мировой империи с мощной экономикой и процветающей интеллектуальной культурой.
Помимо лепнины и стеклянных украшений, некоторые комнаты во дворцах и частных домах Самарры оформлены настенной росписью. От этих картин сохранились только фрагменты, но они предполагают множество иконографических сюжетов, включая придворные и поэтические темы. Помимо изделий из стекла и керамики местного производства, при раскопках были найдены образцы изящной керамики, импортированной из Китая.
Хотя Самарра очень недолго была столицей, она оказала длительное влияние на архитектурное воображение арабо-исламского общества. Минарет Великой мечети вдохновил ряд сооружений по всему мусульманскому миру. Дворцы города оказали более смутное, но более продолжительное влияние благодаря их описанию в литературе, особенно в стихах. Используя яркие образы, поэты описывали бассейны с фонтанами, в которых отражаются мраморные тротуары, ослепительные купола, украшенные золотой и стеклянной мозаикой, свет которых слепит глаза зрителей, и внутренние дворы, такие большие, что ветер, дующий через них, устает и затихает.
Исторический Багдад – Город Мира.
Эти стихи служили одновременно способом передать величие подобных городов и предупреждением будущим правителям о превратностях времени: Самарра была великой, но быстро пришла в упадок. Эти величие и непостоянство служили хорошим запоминающимся сюжетом, усиливая ауру, окружающую некогда славный, а затем призрачный город халифов.
В XX–XXI веках бывшая столица Аббасидов вдохновила некоторые из самых важных произведений современной архитектуры и городского планирования на Ближнем Востоке. В эссе 1912 года сирийский писатель и литературный критик Мухаммад Курдали утверждал, что она является основным образцом «арабского города», и использовал ее в качестве примера, чтобы противостоять западной тенденции игнорирования вклада арабов в историю городской цивилизации. Руины и поэтические описания Самарры вдохновили двух современных архитекторов, которые помогли преобразовать городскую среду Ирака в середине XX века: Рифата Чадирджи (умер в 2020 году) и Мохаммеда Макия (умер в 2015 году). Для этих писателей и архитекторов бывшая столица служила не только источником национальной гордости, но и архивом местных архитектурных знаний.
Рукописи там не горят: старинная библиотека Аль-Кадирия в Багдаде.
В последние годы Самарре был нанесен немалый ущерб. Американское вторжение в Ирак и последующие межконфессиональные столкновения привели к повреждению нескольких памятников, в первую очередь мечети аль-Аскари в центре современного города. Кроме того, расширение городских районов и окружающих сельскохозяйственных угодий привело к застройке некоторых остатков города времен Аббасидов. Поэтому Самарра в настоящее время внесена ЮНЕСКО в список объектов, находящихся под угрозой.
Исламосфера
Источник:
Dr. Matt Saba ‘Samarra, a palatial city’