Сандука: что скрывают мусульманские саркофаги?
В исламском мире получила распространение установка на могиле надгробия в виде саркофага, который называется сандука.
Слово сандука происходит от арабского слова сундук «короб, сундук». На формирование обычая установки на могилах сандуки оказала влияния традиция захоронения умерших в саркофагах, известная еще с древнейших времен. Но если в древних культурах саркофаг представляет собой, фактически, разновидность гроба, в исламском мире сандука – это скорее надгробие, напоминающее по форме саркофаг. Тела в такие саркофаги не помещали, так как, согласно шариату, умершего необходимо захоронить в земле.
Какие тайны скрывают османские надгробия?
Посланник Аллаха (мир ему) не одобрял использование камней и дерева при оформлении могил, а также строительство на них разных сооружений, так как эти материалы нужнее живым. Но, под влиянием в том числе и доисламских культур, традиция создания на могилах разных сооружений получила распространение в исламском мире. По всей видимости, первые саркофаги стали появляться в Ираке. Передается, что после прихода к власти династии Аббасидов на месте предполагаемой могилы Али ибн Абу Талиба (р.а.) Давуд ибн Али аль-Аббаси воздвиг саркофаг-сандуку. Позже халиф Харун ар-Рашид построил здесь гробницу.
Широкое распространение культура создания сандук получила у Сельджуков – им принадлежат самые ранние образцы саркофагов, известные в исламском мире. Изготавливались они из разных материалов – камня, дерева, украшенного инкрустацией или резьбой, а также изразцами.
Письма из глубины веков: эпиграфические памятники Дагестана.
Традиция саркофага получила широкое распространение у Сельджуков. К этой культуре принадлежат и самые древние образцы, дошедшие до нашего времени. В числе других примеров самых ранних из сохранившихся саркофагов – деревянная сандука, сооруженная аббасидским халифом Мустансир-Биллахом в 624 г. (1227 г.) для гробницы имама Мусы аль-Казима. Этот саркофаг длиной 2,55 м, шириной 1,83 и высотой 95 см украшен растительным орнаментом. Также на него нанесены басмала, аяты о семье Пророка (мир ему), а также родословная Имама Мусы аль-Казима вплоть до Али ибн Абу Талиба (р.а.). Вероятно, в 769 г. по хиджре (1367 г.) эта сандука была перенесена в гробницу Салмана аль-Фариси, а на могиле Мусы аль-Казима и расположенной рядом могиле Мухаммада ат-Таки были установлены мраморные саркофаги.
Хотя существовали и такие богато оформленные саркофаги, большинство из тех, которые были установлены в гробницах, не имели каких-либо украшений и напоминали большой гроб. Их укрывают куском дорогой ткани, на который нанесены аяты о смерти, загробном мире и жизни в Раю, фраза «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», имена Аллаха, а также имя похороненного в могиле человека. Если на могиле отсутствовал надгробный камень, то на саркофаге со стороны изголовья помещалось изображение тюрбана, монеты или короны, показывающее положение умершего в земной жизни.
Азиз Малик-Аштера – исчезнувшая святыня Крыма.
В разных частях исламского мира существуют свои типы саркофагов. В империях Бабуридов и Тимуридов саркофаги изготавливались из мрамора. В Пакистане на кладбище Чауханди, расположенном в окрестностях Карачи, можно увидеть могилы, надгробные камни которых похожи на сандуки.
Исламосфера