Саррафы (менялы) – неотъемлемая часть финансовой системы Османской империи
Саррафами (менялами) в Османской империи были, главным образом, евреи, греки, армяне. Они были неотъемлемой частью финансовой системы государства и выполняли важные функции, пишет Али Акйылдыз для İslam Ansiklopedisi.
Менялами называли людей, которые определяли чистоту золота и серебра, подлинность монет, взвешивая их на точных весах, а также занимались разменом денег, получая за это определенную плату. Профессия эта существовала с глубокой древности. В одном предании рассказывается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) попросил одного менялу взвесить дирхем, которым он расплатился, покупая одежду. Профессия менялы открывает простор для всякого рода обмана, поэтому в хадисах содержится предупреждения для тех, кто занимается ею. Во времена Посланника Аллаха (мир ему) менялами, как и ювелирами, были, главным образом, евреи. Эта традиция продолжилась в исламском мире и в последующие века. Так как мусульмане, вероятно, предпочитали держаться подальше от всякого рода финансовой деятельности, в которых существует опасность «ростовщической прибыли» – риба, то менялами были обычно немусульмане, в частности, иудеи.
Исчезнувшие профессии исламского мира.
Первые сведения о менялах Османской империи относятся к XV в. Использование в стране разных местных и иностранных монет создало разницу их курса. Это привело к появлению группы людей, которые покупали и продавали деньги, извлекая выгоду из этого. Их называли саррафами. В основном, это были левантинцы, греки, евреи и армяне. В XVIII-XIX вв. почти все менялы в Стамбуле были немусульманами, а около 85% – армянами. В таких городах, как Каир, среди саррафов можно было встретить и мусульман.
Если сначала сферой деятельности менял была покупка и продажа денег и драгоценных металлов, то со временем они стали неотъемлемой частью финансовой системы. Они занимались переводом и хранением денег, были посредниками при покупке и продаже недвижимости, вели финансовые дела разных людей и учреждений, предоставляли займы, управляли деньгами различных лиц и учреждений (благотворительных фондов (вакф) и фондов, занимающихся делами сирот). С 1760-х годов, особенно в годы войн, саррафы выполняли такие функции, как финансирование казны с помощью срочных займов. Помимо этого, одним из наиболее важных направлений их деятельности были ильтизам и мукатаа. Ильтизам – это откупная система взимания натурального налога ашура и некоторых других налогов, при которой доходы от взимания налогов временно отдаются на откуп частным лицам за уплаченную, обыкновенно вперед, известную сумму. А мукатаа именовали земли, государственные блага или другие источники дохода, которые государство отдавало на откуп лицам, которые занимались ильтизамом. Для каждого мукатаа по указу султана и с одобрения монетного двора обязательно назначали одного саррафа.
Одеяльщики – вымирающая профессия в Турции.
Личные саррафы имелись у султана, придворных, валиде-султан (матерей султанов), визирей, государственных деятелей и даже некоторых учреждений. Саррафы при необходимости давали им деньги на личные или официальны нужды, отслеживали дебиторскую задолженность, одним словом, вели все дела, связанные с деньгами. Беря деньги в долг, клиенты оставляли у них залог, который потом при возможности выкупали.
Если деятельность мелких менял ограничивалась покупкой и продажей денег и продажей драгоценных металлов ювелирам, то казначейские саррафы владели крупными капиталами, и вели деятельность на государственном уровне. Саррафы, злоупотреблявшие своим служебным положением, могли быть смещены, приговорены к ссылке, тюремному заключению, конфискации имущества и даже смертной казни.
Не каждый, у кого есть капитал, мог стать саррафом. Для этого был нужен указ (берат) султана и гедик (документ на право заниматься ремеслом и торговлей). Поэтому с конца XVII в. саррафы организовали свою гильдию со всеми атрибутами – главой, старейшинами, мастерами, подмастерьями и учениками. Профессия саррафа, как правило, передавалась от отца к сыну. Так как в Стамбуле немусульмане проживали, главным образом, в районе Галата, то там же находились и их рабочие места, хранились ценности и документы, а сама Галата стала финансовым центром страны.
Пиры – покровители профессий в исламской культуре.
С середины XIX века в связи с развитием финансовых рынков значение обмена валюты возросло. Разные процессы, такие как выпуск бумажных денег в 1840 году, монетизация экономики и т.п. открыли новые возможности получения прибыли для саррафов. В результате в Стамбуле возникла финансовая буржуазия, состоящая из семей банкиров, таких как Балтацци, Зарифи, Камондо, Коронио, Маврокордато, Мысырлыоглу, Ралли, Родоконачи и Дюзоглу.
Исламосфера