Саудовская художница в никабе переосмысливает европейских художников

Поездка в Дубай почти десять лет назад вдохновила Гаду ар-Раби на создание совершенно нового стиля живописи, в котором Мона Лиза носит хиджаб, пишет сайт Scene Arabia.


Молодая художница изготавливает целые картины, используя только обертки от конфет. В прошлом году она создала в этой технике серию картин, воссоздающих культовые работы европейских художников, таких как «Спальня в Арле» Винсента Ван Гога и «Поцелуй» Густава Климта, с саудовской изюминкой. Эта серия, показанная на выставке в художественной галерее Аср в Джидде, имела ошеломляющий успех.

Гада ар-Раби. “Американская готика Гранта Вуда” / Источник: scenearabia.com

В своих работах художница переосмысливает саудовский ренессанс и постимпрессионизм, где Мона Лиза – благочестивая женщина в хиджабе, а французская буржуазия из картины Жоржа Сёра “Воскресный день на острове Гранд-Жатт” изображена как современный средний класс Саудовской Аравии. «Я обычно ссылаюсь на саудовские обычаи и традиции, особенно на хиджазские, которые теперь начали исчезать. То, что раньше было необходимостью, теперь устарело, – говорит Гада. – Мы теряем нашу арабскую идентичность, проникаемся западной культурой с ее тиранией глобализации… Поэтому я стараюсь сохранить наше забытое наследие».

Гада ар-Раби. “Мона Лиза Леонардо да Винчи” / Источник: scenearabia.com

Национальные традиции – не единственная повторяющаяся тема в творчестве художницы. Гада ар-Раби, создавая произведения искусства из фантиков, пытается привлечь внимание общественности к проблеме ограниченности ресурсов и необходимости их переработки. Это кажется ей особенно актуальным для Саудовской Аравии – страны, которая сильно зависит от ископаемого топлива. «Моя цель, перерабатывая, создавать что-то красивое и необычное, … вдохновлять людей искусством, созданным из материалов, которые считаются отходами, … заставить их переосмыслить то, что мы считаем мусором», – говорит она.

Гада ар-Раби. “Спальня в Арле Винсента Ван Гога” / Источник: scenearabia.com

В патриархальном обществе женщина, решившая заниматься искусством, может столкнуться с проблемами. Но Гада говорит, что не встречала никаких возражений со стороны близких ей людей, что еще больше укрепило ее решимость. «Самая большая проблема для меня заключалась в том, чтобы найти аудиторию, которая понимала бы мое творчество. Что касается моей семьи, то она оказала мне большую поддержку», – говорит она, добавляя, что ее муж не жалел ни сил, ни средств, организуя ее выставки.

Гада ар-Раби. “Портрет арабского Винсента Ван Гога” / Источник: scenearabia.com

Гада носит никаб, согласно своим убеждениям. Поэтому она стремится создать платформу для других покрытых женщин. Как говорит художница, искусство не должно идентифицироваться с его творцом. «Хиджаб и никаб никогда не были препятствием для успеха ни одной женщины, и я являюсь живым доказательством этого – хотя я родом из мусульманской страны и консервативной семьи, я ношу никаб, мои работы и мое искусство достигли Соединенных Штатов, Нидерландов, России, Дубая и Египта, – говорит она, – Мое искусство – это единственное, через что я создаю связь с людьми. Мы не видели Да Винчи, Ван Гога, Сальвадора Дали или Пикассо, но их искусство дошло до нас. Так же, как мы уважаем свободу выбора неприкрытых женщин, я надеюсь, что мы сможем проявить уважение женщинам, которые решили закрывать лица».

Гада ар-Раби. “Сын человеческий Рене Магритта” / Источник: scenearabia.com

С работами Гады ар-Раби можно познакомиться в Инстаграме.

Исламосфера

Комментарии