Секреты освещения мечети Шейха Зайда
В то время как полумесяц висел в ночном небе, предвещая начало Рамадана, большая мечеть шейха Зайда светилась темно-синим цветом. Казалось, что перистые облака осторожно проходят сквозь купола мечети, минареты и аркады. Спустя более десяти лет после открытия самой грандиозной мечети Абу-Даби загадочная схема освещения остается одним из самых ярких элементов ее дизайна. В священный месяц оно приобретает еще большее значение.
Освещение – это детище специалистов компании «Speirs and Major», и с самого начала было ясно, что простая схема освещения не будет работать в этой мечети. Об этом стоит рассказать отдельно.
Возведение мечети началось в 1996 году. В строительстве, которое продолжалось 11 лет, принимали участие инженеры, мастера, рабочие, архитекторы, проектные фирмы и строительные компании со всего мира. Проект был инициирован правителем ОАЭ шейхом Зайдом, который умер в 2004 году.
В это же время начались осветительные работы. Руководителем был назначен Кейт Бредшоу.
«В этом проекте есть что-то удивительное»
Более десяти лет спустя он вспоминает о первоначальном посещении будущей мечети, месяцах напряженных испытательных работ и проекте, который раздвинул границы того, чего можно достичь с помощью освещения.
«Когда мы туда приехали, там была еще только бетонная оболочка. Это было огромное пустое пространство», – говорит он о своем первом визите сюда в 2004 году. «Мы думали, что в этом проекте есть что-то удивительное. Так что мы должны были сделать все что в наших силах, чтобы реализовать это удивительное».
Последующие недели были посвящены обсуждению идей, как освещать такое здание. Мечеть имеет 82 купола, 4 минарета и более 1000 колонн. Одна концепция заключалась в том, чтобы каждый главный купол сделать в виде отдельной луны, но от этой идеи пришлось отказаться, потому что тогда бы мечеть стала слишком космической. Другой проект состоял в том, чтобы провести дуги и орбиты звезд по всему зданию, но сделать это было слишком сложно, поэтому эта идея также была отвергнута.
С самого начала у компании «Speirs and Major» была идея лунного света, потому что луна в Исламе имеет особое значение. Команда согласилась с тем, что все здание должно быть похожим на луну. В полнолуние здание должно было купаться в ярком белом свете. Затем мечеть по мере убывания луны постепенно становилась голубой, а потом вновь становилась белой. Между синим и белым цветами было 14 оттенков синего и белого, которые менялись плавно, незаметно для человеческого глаза.
Синий был использован для создания темноты, потому что именно с этой целью он традиционно используется в театрах и кинозалах.
«Это такой освещенный вариант темноты. Мы также получили одобрение местных имамов, которые сказали, что подобное освещение вполне уместно для мечети», – рассказывает Брэдшоу.
Проблемы
Затем наступила самая трудная часть работы – воплощение идеи в световую реальность. «Мы ломали голову над тем, как реализовать эту идею, чтобы все не выглядело слишком по-диснеевски, слишком глупо и похоже на тематический парк», – продолжает Брэдшоу.
Процесс начался с компьютерного моделирования, но в 2005 и 2007 году испытания прошли также в здании мечети. Для крепления светильников, которые тестировались на бетонной оболочке, были построены строительные леса высотой 25 метров. Команда быстро поняла, что ради достижения желаемого результата можно временно использовать театральное освещение, но архитекторы никогда им не пользовались.
Театральное освещение обычно используется для оперных, кино- и рок-концертов на стадионах не более одного месяца. Внедрение такой технологии стационарно в суровом климате ОАЭ было трудной задачей, которую нелегко было решить, так как освещение должно было быть устойчивым к экстремальным температурам, дождю, а также воздействию песка. При температурах, достигающих в августе более 40°C, каждая лампа освещения должна была выдерживать температуру 60°C.
«Поскольку минареты высокие, многие лампы повернуты наверх и должны быть чистыми», – отмечает Брэдшоу.
«Speirs» обратилась к компании «Martin Professional», специализирующейся на изготовлении осветительных приборов, чтобы «преобразовать» театральный свет в осветительные приборы. Началось тестирование. Чтобы убедиться, что приборы могут работать в сложных погодных условиях, которые есть в Абу-Даби, один из них разместили на вершине одного из зданий в Лас-Вегасе, а другой погрузили в воду в Дании.
Билал Асиди, менеджер по продажам компании «Martin Professional Middle East», с самого начала принимавший участие в проекте, говорит: «“Speirs” рассказали нам о концепции, которую они хотели реализовать. В то время такой продукции не было на рынке. Так что мы работали над совершенно новой технологией. Самым важным было испытание на море, потому что если устройство работает в условиях засоления, влажности и жары, то это означает, что оно может работать в любых погодных условиях».
Все части собираются воедино
В мечети 19225 ламп. Снаружи 600 приборов освещения. Некоторые из них просто огромные – такие же большие, как холодильник. И автономные как кондиционер.
Вокруг мечети находятся 22 осветительные башни. Высота каждой из них 22 метра. Каждая из башен имеет 15 ламп освещения и отделана мрамором, чтобы гармонировать с мечетью. Каждая башня сконструирована так, чтобы свет лился в определенном направлении. Такие же башни используются в Мекке. Также каждая башня из-за огромного количества вырабатываемого тепла имеет вентиляционное отверстие в верхней части.
Одним из самых сложных элементов системы освещения является проекция облаков на поверхность здания. Создается впечатление, что они плывут и сталкиваются друг с другом. Очень важно было добиться того, чтобы это не выглядело слишком буквально.
«Облака следуют за ветром, но ломаются и меняются, это и есть ключ», – говорит Брэдшоу. «У нас ушло много времени на тестирование и настройку, потому что в работе было задействовано не одно, а 500 устройств».
Прежде чем система освещения была готова, «Speirs» создала четыре станции программирования в каждом углу здания и запустила представление со всех сторон.
«Я никогда не видел ничего подобного»
Даже сегодня, учитывая огромные достижения в области освещения и в таких областях, как видеопроекция, проект мечети стоит особняком.
Освещение заработало на полную мощность к 2010 году. Оно управляется компьютерной системой с лунными часами и установлено на следующие 300 лет. Большинство огней теперь преобразованы в энергосберегающие светодиоды.
«Такой уровень сложности никто не удивится увидеть на сцене или рок-концерте. Но никто не ожидает увидеть такое освещение в огромном гражданском здании. Этот проект стал экстраординарным. В то же время мы пытались не затронуть религиозные чувства людей», – говорит Брэдшоу. «Я никогда не видел нигде ничего подобного. Это самое настоящее повествовательное освещение, которое рассказывает нам интересную историю».
Джон Деннехи / thenational.ae