Сема – это не уличные танцы!

В последнее время в Турции наблюдается, как сема, ритуал зикра суфийского тариката мевлеви, превращается в уличное шоу, пишет Севда Дурсун.


В Измире проходит шоу голых по пояс семазенов (исполнителей сема), в других местах можно увидеть совместное выступление женщин и мужчин, семазенов со светодиодами и сема в сочетании с фламенко. Этот ритуал включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но в последнее время мы наблюдаем, что сема не охраняется как культурное достояние, а превращается в товар.

Сема, отражающие дух Мевляны, ушли, их место заняли уличные танцы. «Знаешь, что такое сема?», – спрашивает Мевляна. Этот ритуал, который описывается как «встреча с Аллахом и объятия любви», имеет 700-летнюю историю. В нем все, вплоть до каждого элемента одежды, несет в себе определенный смысл. Дервиши кружатся не для того, чтобы развлечь зрителей, ведь, в своей сути, сема даже не предполагает наличие сторонних наблюдателей. В каждом своем повороте семазен поминает Аллаха. Под музыку нея, раскинув руки, он вращается, обратив правую ладонь к небу, а левую – к земле. Это символизирует, что он прлучает благодать у Аллаха, Истинного (Хакк),  и передает ее людям (халк). И видимые, и невидимые аспекты этого ритуала, все они – лишь воззвание к Всевышнему. В начале сема читаются бейты из «Маснави», а затем совершается намаз и произносится Богопоминание (зикр).

Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.

Теннуре, белые одежды семазенов, символизирует чистоту и саван для захоронения нафса (низменного «я» человека), сикке (высокая шапка) – надгробие, а черный пляс – могилу. Надев такой костюм, дервиш показывает, что стремится «умереть раньше смерти». Сикке закрывает его уши, это означает, что он не слышит земной мир и начал путь к Аллаху. В таком состоянии он начинает слышать приходящие к нему особые состояния (варидат) и передает их сердцу. Поэтому этот ритуал и называется «сема», что в переводе с арабского языка означает «слушание». Само место исполнения сема, семахане, тоже заключает в себе метафорические смыслы. Его правая сторона символизирует видимый и познаваемый мир, а левая – невидимый. Таким образом, семахане – это Вселенная, а семазен, передвигающийся по ней, словно бы совершает духовное странствие – сайр-и сулюк.

Каким образом в это учение вписываются полуобнаженные танцоры, исполняющие сема в Измире? Это противоречит не только философии Мевляны, но и сути ислама. В прошлом году муниципалитет Стамбула совместно с Международным фондом влюбленных Мевляны (Evrensel Mevlana Âşıkları Vakfı) организовал Шеб-и Арус – поминания по случаю годовщины смерти Мевляны, где сема исполняли женщины и мужчины вместе. Как будто этого было недостаточно, и вместо Корана на этом мероприятии читали его перевод.

Семазены наших дней: печаль одиночества и целование своей одежды.

Sema veya Sama, sufinin musiki nağmelerini dinlerken sesi ve anlamı işitmesi, vecde gelip hareket etmesi ve kendinden geçip dönmesi anlamında bir tasavvuf terimi.

Источник: GZT

А семазены, которые кружат, рассыпая электрические искры или выступают в разноцветных одеждах, позабыв о том, что теннуре символизируют чистоту и саван? Или те, которые объединяют сема с фламенко или обвешивают себя светодиодами? Все это превращает насчитывающий многовековую историю ритуал в уличные танцы.

Международный Фонд влюбленных Мевляны, который ведет свою деятельность уже более двух десятков лет, выступил с такими пояснениями: «Во времена Мевляны были женщины-семазены. К сожалению, они не могли совершать сема вместе с мужчинами. Но сейчас препятствий для этого нет. И Мухаммад, и Мевляна были сторонниками прогресса и реформаторами и боролись с невежеством». Фонд, помимо прочего, с 1993 г. каждый год 10 ноября исполняет посвященные основателю Турецкой Республики «илахи Ататюрка» и «сема Ататюрка». А муниципалитет Бешикташа в 2017 г. объявил, что проведет совместные празднества в честь Шеб-и Аруса и Нового года. Но из-за негативной реакции общественности мероприятие пришлось отменить.

Если государство не скажет «нет» всему этому, боюсь, мы скоро увидим женщин-семазенов в балетных пачках. Министерство культуры и туризма должно взять это дело в свои руки и запретить проводить сема в несоответствующих его духу местах и одеждах.

В Конье готовятся торжества по случаю 791-й годовщины прибытия Руми в город.

Sema sırasında genellikle dervişler döne döne raks ettikleri için semaya

Источник: GZT

Исламосфера

Комментарии