Сенегальская борьба – мистический национальный спорт Сенегала

Сенегальская борьба – это больше, чем просто национальный вид спорта Сенегала. Этот уникальный стиль борьбы, пропитанный мистицизмом и древними традициями, превратился в национальную одержимость, которая выходит за рамки границ регионов, этнической принадлежности, поколений и социального расслоения, пишет Битл Холлоуэй.


Традиционная борьба, которую на французский манер называют «ля лют» («la lutte»), популярна по всей Западной Африке, но в Сенегале она принимает совершенно иные масштабы. Обнаженных по пояс мужчин в набедренных повязках, сошедшихся на ринге, можно увидеть от пляжей мыса Кап-Скирринг на юге страны до берегов реки Сенегал на севере. Турниры проходят и на деревенских площадях и аренах на 30 000 мест. О борьбе говорят в школьных коридорах, в офисах и на общественных собраниях, а ее звезды более известны, чем политики и футболисты.

Турецкий кыркпынар: “масляная” борьба с 650-летней историей.

«Ля лют» восходит к воинам племени серер XIII века. Она и в наши дни остается верной своим корням, но обновляется в соответствии с современностью. Сенегальская версия la lutte – единственный вид борьбы, в которой можно наносить удары руками. Современные бойцы сочетают древние приемы и тактику с грубой силой и мощью, чтобы заставить своего противника встать на четвереньки, лечь на спину или покинуть ринг, что считается проигрышем.

Источник: Christian Bobst/ National Geographic

В бою один на один соперники борются за почет и славу, но в прошлом таким образом можно было добиться признания или получить долю урожая. Букар Джилах Фей, боец XIV века, победив в борьбе, женился на представительнице королевской семьи Сине и в конечном итоге стал королем. В наши дни бойцы отдают все силы, чтобы стать «Roi des Arènes» («Королем арен»).

Спортивные текке Османской империи – центры тренировки и обучения воинов.

Традиционно турниры устраивались после сезонных дождей, в них деревенские общины соревновались за долю урожая или общего улова. В наши дни местные общины гордятся своими чемпионами Моду Ло, один из самых известных борцов последнего десятилетия, известен как «Скала Парселль-Ассейнис (коммуна в округе города Дакар в Сенегале», Балла Гайе 2 – как «Лев Гедиавайе (город в регионе Дакар)», а Мустафа Гай – как «Тигр Фасса». Но и призы они получают намного больше, чем часть урожая.

Источник: Christian Bobst/ National Geographic

Не знавший ни одного поражения в период с 1994 по 2002 год борец по имени Тайсон (Мухамед Ндао) стал первым «Королем арен» в 1999 году. Он вел соответствующий образ жизни: его роскошные автомобили и окружение больше напоминали имеющиеся у американских боксеров, чем борца из далеко не самой богатой африканской страны. Его популярность и легионы поклонников заставили спонсоров вкладываться в этот спорт все больше и больше. Призовой фонд вырос с тысяч африканских франков до миллионов, а самые громкие имена получали до 250 000 долларов за бой. Лица борцов красовались на автобусах, домах и рекламных щитах. Были построены специализированные арены и созданы телеканалы, посвященные борьбе. Существует ежедневная газета «Sunu Lamb» («Наш лют» на языке волоф). Имеется даже приложение Lutte EPS, доступное для скачивания.

Туба – тайное сердце Сенегала и оплот суфийского братства мюридия.

Такое внимание к борьбе способствует огромной ее популярности, особенно среди молодых людей в беднейших районах Дакара, которые видят в ней возможность «выбиться в люди». Многие из них являются членами более чем 100 городских «конюшен» (местных борцовских клубов), члены которых в сумерках отправляются на пляжи, чтобы потренироваться в надежде, что их заметят. Но одних тренировок недостаточно. Хотя ля лют – это, несомненно, воплощение физической, психологической, технической и тактической борьбы, она также имеет мистическое измерение.

Источник: Christian Bobst/ National Geographic

Джинны и злые духи издавна питали склонность к героям, поэтому неудивительно, что мистика долгое время ассоциировалась с этой борьбой. На протяжении веков религиозные лидеры, известные как марабуты, играли одну из ключевых ролей в успехе того или иного бойца. Сочетая фольклор, анимистические и исламские верования, марабуты отгоняют злых духов, защищают бойцов с помощью гри-гри (амулетов) и стараются повысить их популярность.

Хадарут уль-джума – зикр, уже более ста лет не смолкающий в Сенегале.

Лучшие бойцы содержат армию марабутов, у каждого из которых имеется своя роль. Некоторые перед боем приносят в жертву животных, другие перед выходом на ринг борца произносят религиозные заклинания. Другие прикрепляют к телам бойцов заговоренные рога животных и готовят шарфафуфа (освещенную воду с растительными ингредиентами) и сафара (напиток, настоянный на таких ингредиентах, как птичьи перья и пепел от сожженной бумаги с молитвами).

Источник: Christian Bobst/ National Geographic

«Интенсивность мистической активности зависит от окружения борца и веры борца в эту практику», – объясняет Мусса Гнинге, который раньше обеспечивал мистическое сопровождение «конюшни» Фасса. Некоторые борцы, такие как Бомбардье, считают мистицизм менее важным, чем физическую подготовку, но другие, такие как Моду Ло, делают акцент именно на мистицизме. Дабл Лесс, отец Баллы Гайе 2, даже признался, что потратил 50 миллионов канадских франков (85 600 долларов) на мистическое сопровождение одного из боев своего сына, отметив, что «он не склонен к шуткам, когда речь идет о мистицизме».

Амаду Бамба – великий суфийский шейх Сенегала и глава движения мирного сопротивления колониализму.

Какими бы ни были склонности бойца, нельзя отрицать, что мистические ритуалы добавляют зрелищности сенегальской борьбе. Угрозы проклятий и плохие гри-гри — мечта промоутеров, они помогают расшевелить толпу еще до того, как борцы выйдут на арену. А когда они выходят, ее доводит до исступления организованный хаос в виде танцоров, барабанщиков, ярких костюмов и пения. Хотя схватки иногда длятся считанные секунды, могут пройти часы, прежде чем два главных борца выйдут на ринг со своей свитой марабутов и произнесут «бакк» (короткую, наполненную бравадой речь). Только после этого они начинают борьбу, которая, в отличие от других видов спорта, является истинно сенегальской.

Источник: Christian Bobst/ National Geographic

Исламосфера

Комментарии