Шахкулу – художник Сулеймана Великолепного

Шахкулу, известный как главный миниатюрист времен правления Сулеймана Великолепного, был родом из Багдада. Живописи он обучался в Тебризе у Ага Мирека. В Стамбул художник попал после Чалдыранской битвы (1514 г.), когда Селим I, одержав победу над шахом Исмаилом, привез в столицу 38 мастеров-ремесленников из Тебриза, Герата и Шираза, 16 из которых были миниатюристами.
Всякого рода произведения искусства в те времена изготавливались в мастерских, которые назывались наккашхане. Здесь работали миниатюристы, художники, занимающиеся росписью по штукатурке, золочением, а также переплетчики, резчики по драгоценному камню, вышивальщики, резчики по камню, стекольщики и другие мастера. Известно, что помимо мастерских на рынках Стамбула, существовали дворцовые наккашхане, выполняющие художественные и ремесленные работы для султана.
Как можно понять из записей в дворцовых реестрах, после того как Шахкулу попал во дворец, его карьера пошла вверх. В 1520 году он получал зарплату в 22 акче в год, а в 1545 году – уже 25 акче в день. В реестрах времен правления Сулеймана Великолепного он записан как сернаккаш (глава наккашхане). Известно, что Шахкулу исполнял эту обязанность до самой своей смерти. Он заслужил такую славу, что считался другом семьи султана.
Гелиболулу Мустафа Али Эфенди в своей работе «Менякиб-и Хюнерверан» сообщает, что для художника во дворце была устроена отдельная мастерская, а Сулейман Великолепный время от времени приходил посмотреть на его работу, оказывал ему различные милости и высоко ценил его. Султан также дарил ему ценные подарки и увеличил его жалование до 100 акче в день.
Али Уфки-бей – церковный органист из Львова, ставший османским дипломатом.

Источник: GZT
Из работы Ашика Челеби под названием «Машаир аш-шуара», посвященной жизнеописаниям поэтов, мы узнаем, что у Шахкулу были и другие таланты. В этой работе он упоминается как поэт, который писал стихи под псевдонимом Пеняхи.
К заслугам Шахкулу относят создание нового стиля миниатюры, получившего название саз. Такие работы выполнялись черной тушью и кистью на неокрашенной грунтовой бумаге и явно находились под влиянием китайской живописи.
Саз – это общее название разного рода тростников. Учитывая, что большая часть узоров и мотивов этого стиля представлена листьями и цветами с крупными изогнутыми и заостренными элементами, а также различными фантастическими лесными животными и пери (феи), легко понять, почему он получил такое название.

Источник: GZT
Шахкулу изображал на своих работах таких животных, как лев, дракон, симург, феникс, цилинь (китайский конь-дракон), происходящих из мифологии Внутренней Азии и Дальнего Востока, а также разных птиц, таких как фазан, цапля и журавль. Как можно заметить, большинство мотивов берут свое начало в мифологии Средней Азии и Дальнего Востока. Проникновение их в исламское искусство одновременно с монгольским нашествием, вероятно, было обусловлено началом знакомства исламского мира с Дальним Востоком, а также тесными связями, установившимися между Ираном и Китаем в конце XIII – начале XIV веков.
Умер Шахкулу в 1556 году. В дворцовых реестрах сообщается, что султан выделил ему в подарок 1000 акче и джаме (дорогая одежда), но дары не были доставлены по причине смерти художника.
Стиль саз применялся во многих областях, от текстиля до архитектуры. Техника работы Шахкулу и используемые им мотивы интерпретировались многими художниками после него, такими как Велиджан, Кара Меми и Али Ускюдари.
Турецкая миниатюра: от империй центральной Азии до начала XX века.

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT

Источник: GZT
Исламосфера
Источник:
Melike Temiz «Âlî ailesinin dostu, fakir ve hakir; Şahkulu»